Обучение по дисциплине: "Введение в языкознание"
Обучаемые: 52.05.04 «Литературное творчество»
Автор: Шойбонова Саяна Викторовна, доцент кафедры литературы и языкознания, к.филол.н.
Цель
учебной дисциплины
– формирование у студентов представления о системе языка, важнейших разделах и проблемах науки о языке.
Задачи:
- дать знания об основных понятиях языкознания;
- расширить знания о неразрывности связи языка и мышления;
- выявить роль языка в становлении человеческой цивилизации;
- показать значение и место языка в формировании национальной науки и культуры.
Трудоемкость дисциплины: общая трудоемкость дисциплины – 108 ч./3зет.
Форма итогового контроля: экзамен
Содержание дисциплины:
Раздел 1. Языкознание как наука
Тема 1. Язык как предмет языкознания
Тема 2. Язык как знаковая система. Язык как системно-структурное образование
Раздел 2. Фонетика и фонология. Лексикология
Тема 1. Фонетика как раздел языкознания. Фонология
Тема 2. Лексикология как раздел языкознания
Раздел 3. Грамматика. Историческое развитие языков
Тема 1. Грамматический строй языка
Тема 2. Развитие языков и диалектов в разные исторические эпохи
Раздел 4. Классификация языков. Методы исследования языка
Тема 1. Языки мира
Тема 2. Основные методы изучения языка
Формы учебных занятий: лекции, практические занятия
Формируемые компетенции: ПК-1 – Способен ориентироваться в базовых положениях филологической теории, применять их с учетом особенностей современного развития науки, владеет методами оценки научных исследований, интеллектуального труда.
Оценочные средства: тест, реферат, дискуссия, экзамен в форме ответов на вопросы.
- Учитель: Саяна Викторовна Шойбонова
Обучение по дисциплине: «Современный русский литературный язык»
Обучаемые: 52.05.04 «Литературное творчество»
Автор: Шойбонова Саяна Викторовна, доцент кафедры литературы и языкознания, к.филол.н.
Цель учебной дисциплины - формирование у студентов представления о важнейших разделах современного русского литературного языка; совершенствование языковой компетенции студентов.
Задачи:
1. дать знания о современном русском литературном языке и о его нормах;
2. систематизировать и углубить знания о языковых единицах разных уровней в системных и функциональных соотношениях; о языковых нормах; о кодифицированной и некодифицированной речи.
3. выявить специфику таких разделов современного русского языка, как фонетика, фонология, орфоэпия, графика, орфография, пунктуация, лексикология, лексикография, словообразование, морфология, синтаксис.
4. выделить основные тенденции в развитии русского языка на современном этапе.
Трудоемкость дисциплины: общая трудоемкость дисциплины - 360 ч./10 зет
Форма итогового контроля: зачет/экзамен
Содержание дисциплины:
Раздел 1. Современный русский литературный язык как предмет научного изучения. Фонетика современного русского литературного языка
Тема 1. Литературный язык. Норма. Кодифицированная речь.
Некодифицированная речь
Тема 2. Фонетическая система современного русского литературного языка
Тема 3. Орфоэпия. Основные тенденции развития русского литературного произношения
Тема 4. Графика русского языка. Русская орфография
Раздел 2. Лексика современного русского литературного языка
Тема 1. Лексический состав современного русского литературного языка
Тема 2. Фразеология русского языка
Тема 3. Лексикография
Раздел 3. Морфемика и словообразование русского языка
Тема 1. Морфемика
Тема 2. Словообразование современного русского языка
Раздел 4. Грамматика современного русского литературного языка (морфология)
Тема 1. Грамматика
Тема 2. Морфология современного русского литературного языка
Раздел 5. Грамматика современного русского литературного языка (синтаксис)
Тема 1. Синтаксис современного русского литературного языка
Тема 2. Пунктуация русского языка
Формы учебных занятий: лекции, практические занятия
Формируемые
компетенции: ПК-2 – Способен и готов изучать и использовать язык как
материал в его истории, в современном состоянии, знать тенденции развития строя
и употребления языка.
Оценочные средства: тест, реферат, дискуссия, зачет в форме ответов на вопросы, экзамен в форме ответов на вопросы.
- Учитель: Саяна Викторовна Шойбонова
Обучение по дисциплине: "Иностранный язык (монгольский)"
Обучаемые: 52.05.04 «Литературное творчество»
Автор: Шойбонова Саяна Викторовна, доцент кафедры литературы и языкознания, к.филол.н.
Цель дисциплины: приобретение коммуникативной компетенции для решения социально-коммуникативных задач в различных областях бытовой, культурной, профессиональной деятельности; расширение кругозора студентов, повышение уровня их общей культуры и образования, а также культуры мышления, общения и речи; формирование уважительного отношения к духовным ценностям народов разных стран.
Задачи дисциплины:
-развитие навыков восприятия звучащей (монологической и диалогической) речи;
- развитие устной разговорно-бытовой речи;
- развитие навыков чтения и письма;
-обучение языку на материале произведений речи неспециализированной (бытовой и общепознавательной) тематики, а также страноведческого, культурологического характера.
Трудоемкость дисциплины:
общая трудоемкость дисциплины – 252 ч. / 7 зет
Зачет/экзамен
Содержание дисциплины:
Раздел 1. Бытовая сфера (Я и моя семья)
Тема 1. Вводно-фонетический курс
Тема 2. Я и моя семья. Семейные традиции, уклад жизни
Тема 3. Мой рабочий день
Тема 4. Досуг
Раздел 2. Учебно-познавательная сфера (Я и мое образование)
Тема 1. Мой вуз. Высшее образование в России и за рубежом
Тема 2. Моя будущая профессия
Тема 3. Монголия. Улан-Батор
Раздел 2. Учебно-познавательная сфера (Я и мое образование)
Тема 1. Национальные традиции и обычаи Монголии
Тема 2. Культура и искусство Монголии
Тема 3. Литературное наследие монгольского народа. Выдающиеся писатели Монголии
Формы учебных занятий: практические занятия
Формируемые компетенции: УК-4 – Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия.
Оценочные средства: тест, контрольная работа, собеседование, творческое задание (презентация).
- Учитель: Саяна Викторовна Шойбонова
Обучение по дисциплине: «Устное народное творчество»
Обучаемые: 52.05.04 Литературное творчество
Автор: Сангадиева Эржен Гэндэновна, доцент кафедры литературы и языкознания, канд. филол. наук.
Цель курса: сформировать систему ориентирующих знаний о русском фольклоре и фольклористике.
Задачи дисциплины:
1) Дать представление о фольклоре, его основных видах и жанрах.
2) Дать представление об истории фольклористики, её основных теоретических концепциях и методах изучения фольклора.
3) Обучить основам анализа фольклорных текстов с позиций современной фольклористики.
Трудоемкость дисциплины: Общая трудоемкость дисциплины - 108 ч./ 3 зет.
Форма контроля – экзамен
Содержание дисциплины:
Тема 1. «Введение в фольклористику»
Тема 2. «Мифология и фольклор. Несказочная проза»
Тема 3. «Язык фольклора. Малые жанры. Народные песни»
Тема 4. «Обрядовый фольклор»
Тема 5. «Героический эпос»
Тема 6. «Сказки»
Тема 7. «Фольклорный театр. Детский фольклор»
Тема 8. «Фольклор и литература»
Формы учебных занятий: Лекции, интерактивные лекции, семинарские занятия
Формируемые компетенции:ПК-3: знать отечественное устное народное творчество
Оценочные средства: реферат, презентация, рецензии, вопросы к экзаменам
Обучение по дисциплине: «Литературное мастерство»
Обучаемые: 52.05.04 Литературное творчество
Автор: Сангадиева Эржен Гэндэновна, доцент кафедры литературы и языкознания, канд. филол. наук.
Цель курса: обучить технологиям создания художественных текстов различных родов и жанров.
Задачи учебного курса:
1) Дать представление о структуре творческого процесса в художественной литературе.
2) Изучить технологии создания художественных текстов.
3) Сформировать навыки работы над текстом художественного произведения.
Трудоемкость дисциплины: Общая трудоемкость дисциплины - 1440 час./ 40 зет.
Форма контроля – зачет, экзамен
Содержание дисциплины:
Раздел 1 «Основы литературного мастерства»
Тема 1. «Структура творческого процесса в художественной литературе»
Тема 2. «Творческая индивидуальность и литературный дискурс»
Тема 3. «Творческий замысел и его реализация»
Раздел 2 «Проза»
Тема 1. «Основы повествовательной прозы»
Тема 2. «Построение сюжета»
Тема 3. «Создание образа героя»
Тема 4. «Пространство и время в повествовательной прозе»
Тема 5. «Образ нарратора и фокализация повествования»
Тема 6. «Неповествовательная проза»
Тема 7. «Описание в прозе»
Раздел 3 «Поэзия»
Тема 1. «Силлабо-тонический стих»
Тема 2. «Приёмы стихосложения»
Тема 3. «Верлибр»
Тема 4. «Композиция стихотворения»
Тема 5. «Образ лирического героя»
Тема 6. «Стилистика стихотворения»
Раздел 4 «Драматургия»
Тема 1. «Драматический сюжет»
Тема 2. «Эпизод драмы»
Тема 3. «Драматическое действие»
Тема 4. «Образы героев драмы»
Тема 5. «Язык драмы»
Тема 6. «Время и пространство в драме»
Тема 7. «Лейтмотивы в драме»
Раздел 5 «Детская литература»
Тема 1. «Идея произведения для детей»
Тема 2. «Образы произведения для детей»
Тема 3. «Язык произведения для детей»
Раздел 6 «Создание крупного литературного произведения»
Тема 1. «Формирование замысла произведения»
Тема 2. «Планирование работы над произведением»
Тема 3. «Реализация замысла произведения»
Раздел 7 «Редактирование литературного произведения»
Тема 1. «Редактирование как этап работы над произведением»
Тема 2. «Взаимодействие писателя и редактора»
Тема 3. «Редактор и художественный замысел»
Тема 4. «Редактор и язык произведения»
Формы учебных занятий: Лекции, интерактивные лекции, семинарские занятия
Формируемые компетенции: ПК-9 способен к созданию оригинальных художественных и общественно-значимых произведений словесности
Оценочные средства: устное сообщение на заданную тему, создание фрагментов и художественных произведений в различных жанрах.Обучение по дисциплине: «История русской литературы»
Обучаемые: 52.05.04 Литературное творчество
Автор: Сангадиева Эржен Гэндэновна, доцент кафедры литературы и языкознания, канд. филол. наук.
Цель курса: системное изучение русской литературы в ее динамике, целостности и многообразии литературных направлений, течений, школ, творческих индивидуальностей
Задачи курса:
-ознакомить студентов с историей русской литературы, ее образно-художественными традициями, крупнейшими писателями и произведениями их творчества;
- ознакомить студентов с «творческой лабораторией» крупнейших писателей, с приемами их литературного мастерства;
- обучить принципам филологического подхода к разбору произведения словесного искусства на основе современной литературоведческой терминологии и аналитических методик;
- сформировать навыки самостоятельного изучения русской классики;
- обосновать мировое значения русской литературы этого периода, в том числе для
развития мировой литературы;
- сформировать навыки работы с учебной, научно-исследовательской, критической литературой.
Трудоемкость дисциплины: Общая трудоемкость дисциплины - 1116 ч./ 31 зет.
Форма контроля – зачет - 7; экзамен -1,2,3,4,5,6,8,9 семестры
Содержание дисциплины:
Древняя русская литература (X—XVII вв.): литературные памятники Киевской Руси; Литература и фольклор; Церковь и литература; Литература и национально-освободительная борьба; Образование единого Российского государства и литература; Поэтика древнерусской литературы; Героический и национально-патриотический характер литературы Древней Руси.
Литература XVIII века: литература в эпоху реформ Петра I; Классицизм, формирование национального облика русской литературы; Просветительство; Реформа стихосложения;
Классическая драматургия; Сентиментализм; Журналистика XVIII века.
Литература XIX века: возникновение и становление романтизма; Литература и отечественная война 1812 года; «Золотой век» русской поэзии, А.С. Пушкин и поэты пушкинской плеяды; Движение декабристов и литература; Художественное своеобразие русского реализма.
«Натуральная школа» 1840 -х гг; Литература в эпоху общественных реформ; Социальная заостренность, нравственные искания литературы второй половины XIX века; Расцвет реализма.
Поэтика реалистической литературы; Литература и религиозно -философская мысль; Литература и народничество; Мировое значение русской классики XIX века.
Особенности русской литературы конца XIX – начала XX в. Литература реализма, её существенные черты и тенденции качественного обновления; Творчество Горького. Реализм. Концепция личности и среды. Стилевые черты; Судьба реализма в творчестве Л. Андреева; Бунин в истории русской реалистической литературы начала века; А. Куприн. Реализм, демократизм и гуманизм писателя; Модернизм в русской литературе рубежа веков. Общероссийский и мировой контекст.
Характеристика литературного процесса 1917 -1930 гг. ХХ в; Становление прозы и лирики 1917 -1930 гг.; Литературная борьба 1917 -1930 гг. ХХ в.: основные литературные объединения и группировки; Творчество А. Блока; Советская проза о Гражданской войне: творчество А. Фадеева, Д. Фурманова, А. Серафимовича и др.; Творчество Е. Замятина. Проза А. Платонова; Творчество М.Булгакова; Творчество М. Шолохова.
Литература периода Великой Отечественной войны; Проза о Великой отечественной войне;
Осмысление событий Великой отечественной войны в прозе послевоенных лет; Деревенская проза; Тема ГУЛАГа в литературе 1940 - 1960 -х гг.; Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго»; Роман Л. Леонова «Русский лес»; Драматургия «оттепели».
Общая характеристика литературы 1970 - 2000 -х гг.; Военная тема в литературе 1970 - 2000 -х гг.; Русский постмодернизм; Творчество А. Битова и В.Пелевина; Постреализм; Особенности драматургии 1970 - 2000-х гг.; Военная тема в литературе 1970 - 2000 -х гг.;
Творчество С. Довлатова.
Формы учебных занятий: Лекции, интерактивные лекции, семинарские занятия
Формируемые компетенции: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ПК-4 Знать древнерусскую и классическую литературу
Оценочные средства: реферат, презентация, рецензии, вопросы к зачетам и экзаменам
Обучение по дисциплине: «Введение в литературоведение»
Обучаемые: 52.05.04 Литературное творчество
Автор: Сангадиева Эржен Гэндэновна, доцент кафедры литературы и языкознания, канд. филол. наук.
Цель курса:дать представление об основных литературоведческих категориях, показать, как используются эти понятия в конкретных произведениях, каким
образом они соотносятся друг с другом и взаимодействуют между собой.
Задачи дисциплины:
- рассмотреть сложные диалектические связи между литературоведением и лингвистикой, литературоведением и искусствознанием, литературоведением и другими гуманитарными науками.
- рассмотреть, как соотносятся между собой литературоведение и литературная критика, какова методология классического и современного литературоведения.
- рассмотреть основные закономерности смены течений, направлений и школ в историческом аспекте, а также различные принципы анализа художественного произведения
Трудоемкость дисциплины: Общая трудоемкость дисциплины - 144 ч./ 4 зет.
Форма контроля – экзамен
Содержание дисциплины:
Отрасли литературоведения.
Теория литературы как наука. Литература как вид искусства. Литературные направления. Литературные роды и жанры Литературные роды и жанры. Тема, проблема и идея
литературно-художественного произведения. Композиция и сюжет
литературно-художественного произведения. Принципы анализа
литературного персонажа. Основы стиховедения. Художественные и стилистические средства.
Формы учебных занятий: Лекции, интерактивные лекции, семинарские занятия
Формируемые компетенции: Способен применять теоретические и исторические знания в профессиональной деятельности, постигать произведение искусства в широком культурно-историческом контексте в связи с эстетическими идеями конкретного исторического периода
Оценочные средства: реферат, презентация, рецензии, вопросы к экзаменам.Обучение по дисциплине: «История русского языка»
Обучаемые: 52.05.04 Литературное творчество
Автор: Ринчинова Арюна Владимировна, доцент кафедры литературы и языкознания, канд. филол. наук.
Цель курса: изучение и использование русского языка как материала в его истории
Задачи курса:
1) изучить его социально общезначимые нормы от книжного языка средневековья к литературному языку нового типа;
2) формировать навыки анализа языковых явлений.
Трудоемкость дисциплины: Общая трудоемкость дисциплины - 216 час./ 6 зет.
Форма контроля – экзамен
Содержание дисциплины:
Раздел №1. I и II этап в развитии русского литературного языка
Тема 1. История русского литературного языка как научная и учебная дисциплина, её связь с другими филологическими и историческими дисциплинами.
Тема 2. Возникновение книжно-языковой традиции в Древней Руси
Тема 3. Типы письменных памятников XIV в. в связи с проблемой литературного языка.
Тема 4. Московская Русь
Тема 5. Культурно-языковая ситуация в Юго-Западной Руси
Раздел № 2. III и IV этап в развитии русского литературного языка
Тема 6. Петровское время
Тема 7. Языковые программы лингвистов
Тема 8. Творчество М.В.Ломоносова и А.С.Пушкина
Тема 9. Язык художественной литературы 20-е – 30-е годы XX в
Тема 10. Язык советского периода и современная языковая ситуация
Формы учебных занятий: Лекции, практические занятия
Формируемые компетенции: Способен и готов изучать и использовать язык как материал в его истории, в современном состоянии, знать тенденции развития строя и употребления языка (ПК-2)
Оценочные средства: контрольная работа, тест, экзамен
Обучение по дисциплине: «Практикум по орфографии и пунктуации»
Обучаемые: 52.05.04 Литературное творчество
Автор: Ринчинова Арюна Владимировна, доцент кафедры литературы и языкознания, канд. филол. наук.
Цель курса: изучение тенденций развития строя русского языка и особенностей его употребления в аспекте норм правописания
Задачи курса:
совершенствование навыков правописания студентов;
- оценивание изменения в языке с позиции совершенствования грамотного письма
- развитие орфографической зоркости;
- формирование навыков анализа языковых явлений, умений применять алгоритмические законы.
- овладение навыками работы с различными нормативными словарями и справочниками, отражающими проблемы культуры речи
Трудоемкость дисциплины: Общая трудоемкость дисциплины - 216 час./ 6 зет.
Форма контроля – зачет, экзамен
Содержание дисциплины:
Раздел №1. Тенденции развития и употребления русского языка: принципы русской орфографии и пунктуации
Тема 1. Принципы русской орфографии и пунктуации. Фонетический и морфологический принципы
Тема 2. Дифференцирующий принцип
Тема 3. Традиционный принцип
Раздел № 2. Правописание орфограмм в частях слова
Тема 4. Правописание орфограмм в корне
Тема 5. Правописание аффиксов
Раздел № 3. Сложные и служебные слова
Тема 6. Правописание сложных слов
Тема 7. Правописание служебных слов
Тема 8. Правописание прописных букв
Раздел №4 Строй предложения
Тема 9. Простое предложение
Тема 10. Сложное предложение
Тема 11. Сравнительные обороты и вводные конструкции
Формы учебных занятий: Лекции, практические занятия
Формируемые компетенции: Способен и готов изучать и использовать язык как материал в его истории, в современном состоянии, знать тенденции развития строя и употребления языка (ПК-2)
Оценочные средства: диктант, контрольная работа, тест, экзамен