Обучение по дисциплине: Анализ художественного текста
Обучаемые: 51.03.05 Режиссура театрализованных представлений и праздников
Автор: Авдохина Тамара Владимировна, доцент кафедры Режиссуры эстрады и театрализованных представлений
Цель курса: обучение навыкам анализа художественного текста и применение их в практике работы режиссера массовых праздников и театрализованных представлений
Задачи курса:
1) дать представление об основных литературоведческих категориях, которые помогают проникнуть в художественный мир произведения.
2) обучение навыкам анализа эпического, лирического и драматического текста.
3) обучение методам и приемам применения теоретических знаний о художественном тексте в практике работы режиссера массовых праздников и театрализованных представлений.
Содержание дисциплины:
1. Художественное произведение и его свойства.
Литературное произведение как явление искусства. Функции
художественногопроизведения: познавательная, оценочная, воспитательная. Художественная реальность
2. Содержание и форма литературного произведения.
Художественное произведение как структура. Содержание и форма.
Функции формы: внутренняя – функция выражения содержания; внешняя – эстетическая. Отношение между содержанием и формой, их соотношение. Содержательная форма.
3. Тематика и проблематика художественного произведения.
Тема как объект художественного отражения. Методика анализа тематики. Понятие проблематики как субъективной стороны художественного произведения. Типы проблематики: «романная и нероманная» (Бахтин). Мифологическая, национально- историческая, нравоописательная, романная «романическая» (Поспелов). Философская проблематика.
4. Идейный мир художественного произведения.
Понятие идеи. Система авторских оценок. Авторский идеал как основание для системы авторских оценок. Художественная идея как главная обобщающая мысль или система таких мыслей. Соотношение темы, проблемы и идеи. Понятие о пафосе. Типологические разновидности пафоса: эпико-драматические, героические, романтические, трагические, комические.
5. Изображенный мир. Понятие художественного мира. Художественные детали: детали-подробности и детали символы. Разновидности художественной детали: портрет, пейзаж, мир вещей, психологизм. Формы художественной условности. Свойства изображенного мира.
6. Художественное время и художественное пространство. Время и пространство как естественные формы существования изображенного мира. Свойства литературного времени: существование разных временных пластов, дискретность, условность в различных родах литературы (лирика, эпос, драма). Абстрактное и конкретное пространство и время. Циклическое время. Природное биологическое время. Понятие интенсивности художественного времени. Взаимоотношение реального и художественного времени.
7. Композиция произведения. Общее понятие композиции. Композиционные приемы: повтор, усилие, противопоставление, монтаж. Зеркальная композиция. Композиция образной системы, ее особенности и неисчисляемое многообразие. Система персонажей: главные, второстепенные, эпизодические, их особенности и функция. Композиционные и смысловые взаимоотношения персонажей: противопоставление, внутренняя связь. Композиция художественной речи.
8. Сюжет и фабула. Сюжет и его место в композиции произведения. Понятие сюжета. Фабула – схема сюжета. Сходство и различие фабулы и сюжета. Сюжетные элементы: экспозиция, завязка, развитие действий, кульминация, развязка. Типы сюжетов: динамический и адинамический. Сюжет и композиция. Внесюжетные элементы: описание, авторские отступления, письма, сны…Различные виды интерпретации: читательская научная,творчески-образная. Проблема адекватности интерпретации.
9. Художественная речь. Слово, язык – «первоэлемент литературы, материальный носитель ее образности». Лексические и теоретические возможности языка, нейтральная, сниженная и завышенная лексика. Архаизмы, историзмы и неологизмы. Тропы. Понятие тропов. Функции тропов.Тропы общеязыковые и авторские. Разновидности тропов: сравнение, метафора,метонимия, синекдоха, гипербола, литота, аллегория, символ.
10. Стихотворная речь. Отличие стихотворной речи от прозаической. Системы стихосложения: метрическая, силлабическая, тоническая, силлабо-тоническая.
11. Стихотворные размеры. Основные стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Пропуски метрических ударений. Внеметрические ударения. Факторы, определяющие ритм
12. Рифма и её разновидности. Понятие рифмы. Классификация рифм по слоговому объему, по характеру звучания, по положению в строфе. «Белые стихи».
13. Строфика. Понятие стихотворной строфы. Строфа как характеристика формы. Ее содержательная и организационная функции. Основные виды строф: двустишие, терцина, катрен, секстика, балладная строфа. Малые лирические жанры: триолет, сонет, рондо, рондель. Астрофический стих.
14. Интонационно-ритмический строй стихотворной речи. Понятие стихотворной интонации. Перенос. Мелодия речи. Паузы. Динамика речи. Темп речи. Основные типы стихотворной интонации. Напевный стих. Говорной стих. Соотношение ритмического и синтаксического членения речи Понятие стихотворной интонации. Перенос. Мелодия речи. Паузы. Динамика речи. Темп речи. Основные типы стихотворной интонации. Напевный стих. Говорной стих. Соотношение ритмического и синтаксического членения речи
15. Интонационно-ритмический строй стихотворной речи. Понятие стихотворной интонации. Перенос. Мелодия речи. Паузы. Динамика речи. Темп речи. Основные типы стихотворной интонации. Напевный стих. Говорной стих. Соотношение ритмического и синтаксического членения
16. Некоторые способы выражения смысла стихотворной речи через ритмическую организацию. Проблема соотношения размера, ритма, интонации, темы и художественного образа.
17. Лирический герой и способы его выражения. Понятие лирического героя. Его функции. Способы выражения лирического героя.
18. Основные типы рассказчиков в эпическом произведении. Понятие точки зрения. Основные типы рассказчиков в эпическом произведении. Рассказчик-герой. Его функции и способ существования в тексте. Рассказчик- повествователь. Его функция и способ существования в художественном тексте. Понятие плавающей точки зрения.
19. Внесюжетные элементы художественного произведения и их функции Многообразие внесюжетных элементов в эпическом произведении. Дневниковые записи,письма, воспоминания, сны, вставные новеллы, портреты, интерьеры, пейзажи. письма, дневниковые записи. Привлечение художественных текстов: сказки, стихотворения,рассказы и т.д.
20. Текст как художественное единство. Авторская позиция и способы ее выражения. Взаимоотношение и взаимодействие различных структурных элементов эпического текста. Авторская позиция и способы ее выражения. Содержательность формы художественного произведения.
21. Структура эпического текста и ее связь с жанровым своеобразием. Рассказ. Новелла. Повесть. Структурные особенности построения сюжета
22. Сходство и различие драматического и эпического произведения. Сходства и различия эпоса и драмы. Наличие сюжета и фабулы. Композиция. Проблема рассказчика. Конфликт.
23. Основные типы конфликтов в драматическом произведении. Понятие конфликта. Развитие конфликта. Разновидности конфликта. Конфликт внешний и внутренний. Изменение конфликта с появлением драмы нового типа.
24. Способы выражения авторского сознания в драматическом произведении. Роль монологов, диалогов, авторских ремарок. Сценические и внесценические персонажи. Ремарки и их функции.
25. Анализ художественного текста в практике режиссера ТПиП. Различные подходы к анализу драматического произведения.
- Учитель: Тамара Владимировна Авдохина