1. Цель дисциплины - формирование у студентов представления о музыкальном фольклоре как особом типе художественной культуры и знаний о средствах выразительности народного музыкального творчества.

Задачи дисциплины:

-  изучение признаков фольклорных произведений;

- изучение традиционных жанров музыкального фольклора;

- формирование у студентов полноценного восприятия народной музыки;

- ознакомление с особенностями различных музыкальных жанров русского и бурятского   

народного творчества;

- развитие навыков анализа поэтического и музыкального языка песен;

- выработка ориентиров в области применения специфических музыкальных средств

выразительности фольклора в профессиональной музыке.

 

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО

 

Для освоения данной дисциплины обучающийся должен использовать знания, умения и навыки по дисциплинам, изучаемым на данном этапе обучения – «История музыки», «Гармония», «Чтение хоровых партитур». Изучение предмета «Народное музыкальное творчество» опирается на знания из области истории развития музыкального фольклора, жанровой стилистики, особенностей музыкально-поэтического языка, изучаемые в курсе.         Учитывая, что дисциплина «Народное музыкальное творчество» является составной частью профессиональной подготовки обучающихся музыкальных вузов и музыкальных факультетов высших учебных заведений культуры и искусств, материалы всех разделов данной программы направлены на теоретическое и практическое освоение жанров музыкального фольклора, а также получение первичных навыков анализа народной песни. Большое внимание уделяется рассмотрению жанров народной музыки во взаимосвязях с другими областями народного творчества – этнографии, хореографии, словесности.

Освоение дисциплины «Народное музыкальное творчество» является базовой основой для последующего изучения следующих дисциплин: «Музыкальная форма»,«Музыка второй половины ХХ - начала ХХI веков», «Русская хоровая культура»,«Хоровое исполнительство в России»,«Современные проблемы музыкального образования».

 Знания, умения и навыки, полученные при освоении данной дисциплины, могут быть использованы при прохожденииучебной и производственной (педагогической) практик, преддипломной практики, а такжепри подготовке к сдаче государственного экзамена.

 

 

3. Трудоемкость дисциплины:

Общая трудоемкость дисциплины – 72 час./ 2 зет.

Форма контроля – зачет

 

4. Содержание дисциплины:

 1.     Фольклор как особый тип культуры. Специфика и жанровая классификация

музыкального фольклора

2.      Ритуалы календарного цикла. Время проведения календарно-земледельческих

праздников.

3.      Обряды и песни жизненного цикла. Свадебный ритуал. Детский музыкальный

фольклор. Трудовые припевки и песни.

      4.      Песни, связанные с движением. Хороводы и плясовые песни.

       5.      Лирическая песня. Жанры позднего формирования.

      6.      Эпос.Былины, исторические песни, баллады, духовные стихи.

      7.      Мелодико-интонационные и текстовые особенности русской народной песни.

      8.      История, религия, быт и обычаи бурят.

      9.Жанры музыкального фольклора, бурятские музыкальные инструменты

     10.  Улигер

     11.     Бурятское народное музыкальное творчество.

 

5. Формы учебных занятий: Лекции, интерактивные лекции, семинары и практические занятия.

6. Формируемые компетенции:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

           ОПК-1  -   Способен понимать специфику музыкальной формы и музыкального языка в свете представлений об особенностях развития музыкального искусства на определённом историческом этапе

ОПК-4 Способен осуществлять поиск информации в области музыкального искусства, использовать ее в своей профессиональной деятельности

ПК-8- Способен осуществлять подбор репертуара для концертных программ и других творческих мероприятий

7.ФОС по компетенциям:

Результаты освоения компетенций ОПК-1,ОПК-4  и ПК-8проверяются следующими оценочными средствами:  реферат; контрольные заданияпо разделам и  темам дисциплины, вопросы к зачету (экзамену).