1. Цель дисциплины: воспитание высококвалифицированных исполнителей, способных создавать индивидуальную художественную интерпретацию музыкального произведения, владеющих методологией анализа и оценки различных исполнительских  интерпретаций, понимающих особенности национальных школ, исполнительских стилей, обладающих музыкально-текстологической культурой, способностью к углублённому прочтению и расшифровке авторского нотного текста, владеющих искусством публичного исполнения программ, состоящих из музыкальных произведений различных жанров, стилей, эпох.

 

Задачи дисциплины:

1) формировать у студента мотивации к постоянному поиску творческих решений при исполнении музыкальных произведений, к совершенствованию художественного вкуса, чувства стиля;

2) воспитать профессиональные навыки в постижении содержания и формы музыкального произведения;

3) расширить репертуар, включающий произведения различных эпох, жанров и стилей;

4) развить механизмы музыкальной памяти, творческого воображения, актитвизации слухо-мыслительных процессов;

5) активизировать эмоциональлно-волевую сферу, развить артистизм, свободу самовыражения, исполнительскую волю, концентрацию внимания;

6) развить мелодический, гармонический, тембровый слух, полифоническое мышление;

7) совершенствовать культуру звукоизвлечения, звуковедения и фразировки, артикуляционного мастерства.

 

 

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО

Для освоения дисциплины «Чтение хоровых партитур» студенты опираются на знания, умения и навыки, сформированные в ходе освоения дисциплин: «Теория музыки», «Сольфеджио», «Гармония», «Полифония»,  «Музыкальная форма», «Фортепиано», «Хоровой класс», «Сольное пение», «Хоровое сольфеджио», «Дирижирование» «Вокальный ансамбль», «Основы ансамблевого музицирования», «Хоровой практикум», «Ансамблевый практикум», «Народное музыкальное творчество», «История и теория русской духовной музыки», «История хоровой музыки», «Хороведение и методика работы с хором», «Методика работы с детским хором»,

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для прохождения учебной (творческой), учебной (педагогической), производственной (работа с хором), производственной (педагогической), преддипломной практики и защиты выпускной квалификационной работы.

 

3. Трудоемкость дисциплины:

Общая трудоёмкость дисциплины составляет: 288 часа \ 8 зет.

 Форма контроля: зачёт и экзамен

 

4. Содержание дисциплины:

Тема 1. Хоровая партитура, виды партитурной записи, правила исполнения партитуры, изложенной на 2-х, 3-х, 4-х строчках нотного стана.

Тема 2. Запись литературного текста в хоровой партитуре. Использование лиг в хоровой музыке. Работа над фразировкой.

Тема 3. Изучение партитурных обозначений и приемов их исполнения. Темповые обозначения (словесные и метрономические). Способы их нахождения с метрономом и без него. Агогические изменения, ферматы.

Тема 4. Совершенствование игры хоровой партитуры. Педализация. Звуковедение non legato, staccato и др. Динамические обозначения.

Тема 5. Динамические обозначения (постоянные, переменные).План анализа изучаемых произведений.

Тема 6. Партитурная запись произведений с инструментальным сопровождением

Тема 7. Партитурная запись хоровых произведений с участием солистов (полифоническая, гармоническая, смешанная фактура).

Тема 8 Формирование умений анализировать музыкальный и поэтический текст на уровне музыкально-теоретических знаний, имеющихся у студентов в данный период.

Тема 9. Партитурная запись хора, солистов и инструментального сопровождения. Всесторонний анализ авторского содержания, и его интерпретация и выстраивание исполнительской концепции.

 

5.Формы учебных занятий: индивидуальные, практические занятия. 

 

6. Формируемые компетенции:

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:

ОПК-2 -способен воспроизводить музыкальные сочинения, записанные традиционными видами нотации;

ПК-4 - способен использовать фортепиано в своей профессиональной (исполнительской, педагогической) деятельности.

ПК-8-способен осуществлять подбор репертуара для концертных программ и других творческих мероприятий.

 

7. ФОС по компетенции: 

Результаты освоения компетенций проверяется следующими оценочными средствами: 

ОПК-2вопросы для собеседования, вопросы к зачету и экзамену;

ПК-4, ПК-8 творческое задание, практическая работа, вопросы для собеседования, вопросы к зачету и экзамену.

ФОС по компетенциям для лиц с ОВЗ формируется с учетом нозологии обучающихся.