1. Цель дисциплины: обеспечение качественной подготовки студентов к их будущей профессиональной деятельности, формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС по данному направлению подготовки.

Задачи дисциплины:

1) дать основные знания о содержании, организации, формах и методах ведения того или иного предмета специального цикла;

2) изучить теоретические основы преподавания и пути их практического воплощения;

3) ознакомить с опытом работы выдающихся педагогов-хормейстеров прошлого и настоящего;

4) изучить методическую литературу и учебные пособия по вопросам хорового образования.

 

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО

Дисциплина «Методика преподавания профессиональных дисциплин» входит в базовую часть дисциплин учебного плана. Дисциплина логически и содержательно методически взаимосвязана с дисциплинами: «Дирижирование», «История музыки», «История хоровой музыки», «Хороведение и методика работы с хором», «Хоровой класс», «Чтение хоровых партитур».

3. Трудоемкость дисциплины:

Общая трудоемкость дисциплины – 72 час./ 2 зет.

Форма контроля – зачет

4. Содержание дисциплины:

Тема 1. Вводная лекция. Цель и задачи курса. Методика преподавания профессиональных дисциплин, его значение в подготовке будущих дирижеров академического хора. Концептуальные особенности музыкальной педагогики и специфика деятельности дирижера (эстетический, педагогический, этический, психологический, социальный и др. аспекты). Выделение блока специальных дисциплин (дирижирование, аранжировка, чтение хоровых партитур и т.д.). Преподавание отдельной дисциплины, интегрированное обучение комплексу дисциплин в учреждениях образования и культуры (учебные заведения, коллективы, любительские, студии, кружки и т. д.). Основные понятия дидактики: обучение, преподавание, учение, общая и частная дидактика, знания, умения, навыки. Задачи обучения, функции, которые осуществляет педагог.

Тема 2. Эволюция развития техники дирижирования. Становление и развитие дирижерско-хорового образования в России. Черты дирижерско-хорового образования в дореволюционной России. Культовая направленность - главная особенность подготовки хоровиков. Учебные заведения, готовившие регентов и учителей пения. Выдающиеся педагоги - дирижеры России.

Тема 3. Специфика дирижерской одаренности. Комплекс общих и музыкальных способностей, необходимых для руководителя хорового коллектива. Развитие слуха и музыкальной памяти учащегося в дирижерском классе. Установление слухомоторных связей в дирижировании. Сознательные методы развития музыкальных представлений, творческого воображения и художественных эмоций. Профессионализм и мастерство в дирижировании хором.

Тема 4. Основные методы преподавания хоровых дисциплин. Воспитательная работа в классе дирижирования. Специфика и основные направления воспитательной работы в дирижерском классе. Особенности воспитательной работы в среднем учебном заведении и вузе на дирижерско-хоровом отделении. Взаимоотношения учащегося и педагога. Пути и способы формирования творческой индивидуальности будущего руководителя хора. Развитие самостоятельности и активности учащегося

Тема 5. Работа хормейстера над хоровым произведением. Изучение и разбор педагогического репертуара с учетом программных требований. Руководство самостоятельной работой учащихся при работе над произведениями для самодеятельного коллектива.

5. Формы учебных занятий: Лекции, интерактивные лекции, семинары-дискуссии, деловые игры, анализ профессионально-значимых ситуаций, мастер-классы.

6. Формируемые компетенции:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

УК-1  Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.

УК-2  Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений;

УК-6  Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни;

ОПК-3  Способен планировать учебный процесс, разрабатывать методические материалы, анализировать различные системы и методы в области музыкальной педагогики, выбирая эффективные пути для решения поставленных педагогических задач;

ПК-10  Способен проводить учебные занятия по профессиональным дисциплинам

(модулям) образовательных программ среднего профессионального и дополнительного профессионального образования по направлениям подготовки дирижеров исполнительских коллективов и осуществлять оценку результатов освоения дисциплин (модулей) в процессе промежуточной аттестации;

ПК-11  Способен применять современные психолого-педагогические технологии (включая технологии инклюзивного обучения), необходимые для работы с различными категориями обучающихся (в том числе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья).