1.Цели дисциплины -  формирование музыкально-культурного кругозора на основе изучения русской хоровой музыки.

3адачи дисциплины

1)  усвоить представления об основных закономерностях развития русской певческой культуры;

2)  сформировать представления о методах художественного воспитания в духовной и светской сфере жизни общества;

3) сформировать представления об особенностях развития различных хоровых коллективов.

 

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО:

При освоении дисциплины студенты опираются на знания, умения и виды деятельности, сформированные в ходе освоения дисциплин «Хоровое исполнительство в России», «История музыки (зарубежной и отечественной)», «Народное музыкальное творчество», «История и теория русской духовной музыки»,  «Основы церковного пения». «Хоровой класс», «История хоровой музыки».

 

3. Трудоемкость дисциплины:

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зет./ 108 час.

  Форма контроля – зачет

 

4. Содержание дисциплины:

Тема 1. Древне - русское певческое искусство. Принятие христианства.

Тема 2. Знаменный распев - основа русского православного пения. Наивысший расцвет знаменного пения   XVIXVIIв.

Тема 3. Хоровая музыка - середина, конец XVII столетия, начало XVIII. Ранние формы русского многоголосия. Становление партесного пения.

Тема 4. Зарождение и развитие русской национальной композиторской школы. Деятельность итальянских композиторов Д. Сарти, Б. Галуппии др. и их влияние на творчество русских   композиторов и значение их вформировании русской певческой школы.

Тема 5. Развитие светской и духовной хоровой музыки в конце XVIIIXIX веков.

Тема 6. Профессиональное исполнительство в России сер. XIX-нач.XXвв. Церковная певческая музыка в творчестве русских композиторов Глинки, Танеева, Чайковского, Балакирева, Лядова, Римского-Корсакова, Мусоргского. Любительское хоровое исполнительство в России сер. XIX-нач. XXвв.

Тема 7. Хоровое творчество А.А. Гречанинова, П.Г.Чеснокова, деятельность А.Д. Кастальского, творческий путь А.А. Архангельского, хоровое творчество Вас. С. Калинникова.

Тема 8. Развитие самодеятельного художественного исполнительства после 1917 года.

Тема 9. Дальнейшее развитие хоровой музыки в России, возрождение классических   традиций в хоровом творчестве русских композиторов с 30-90 годов XX века.

Тема 10. Развитие хорового жанра а капелла в конце XX начале XXI веков.

 

5.Формы учебных занятий: лекции, практические занятия.

 

6. Формируемые компетенции:

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:

УК-1- способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;

ОПК-4 - способен осуществлять поиск информации в области музыкального искусства, использовать ее в своей профессиональной деятельности;

ПК-9 - способен к демонстрации достижений музыкального искусства в рамках своей музыкально-исполнительской работы на различных сценических площадках (в учебных заведениях, клубах, дворцах и домах культуры).

 

7. ФОС по компетенциям:

Результаты освоения компетенций проверяется следующими оценочными средствами: 

УК -1, ОПК-4 вопросы для собеседования, вопросы к зачету;

 ПК-9 творческое задание, собеседование, вопросы к зачету.

ФОС по компетенциям для лиц с ОВЗ формируется с учетом нозологии обучающихся.