1. Цель дисциплины: формирование устойчивых представлений об историческом развитии европейской и отечественной музыки как культурной универсалии и самостоятельного вида искусства
Задачи дисциплины:
- создать историко-информационную основу всего профессионального цикла дисциплин;
- обеспечить информационное сопровождение предметного материала с учетом актуальных музыкально-исторических исследований – отечественных и зарубежных;
- усовершенствовать понятийный и историко-аналитический инструментарий индивидуального профессионального мышления;
- активизировать навыки самостоятельной работы с источниками различной предметности.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО
Учебная дисциплина «История музыки» входит в обязательную часть учебного плана направления подготовки 53.03.06 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» профиля «Музыкальная педагогика» и состоит из 2 учебных модулей: «История зарубежной музыки» и «История отечественной музыки».
В соответствии с учебным планом содержание дисциплины «История музыки» взаимодействует с содержанием дисциплин «Гармония», «Полифония», «Музыкальная форма», «Музыка второй половины ХХ - начала ХХI веков», «Хоровой класс», «История хоровой музыки», «Хоровой практикум», «Ансамблевый практикум», «Русская хоровая культура», «Хоровое исполнительство в России», «История дирижерского искусства», «Основы церковного пения».
Изучение данной дисциплины является необходимой основой для прохождения учебной (исполнительской), производственной (творческой), преддипломной практики и защиты выпускной квалификационной работы.
3. Трудоемкость дисциплины:
Общая трудоемкость дисциплины 432 часа \ 12.з.е.
Формы контроля – зачет, экзамен
4. Содержание дисциплины:
Модуль «История зарубежной музыки»:
1. Систематические основы и терминологический инструментарий исторического музыкознания
2. Европейская музыка от Античности до Возрождения
3. Музыкальное искусство Европы Нового времени. Музыка – самостоятельный вид искусства
4. Классико-романтические новации профессионального музыкального искусства Европы
5. Стили, методы, творческие поиски европейского музыкального постромантизма
6. Панорама музыкальной культуры Европы первой половины ХХ в.
Модуль «История отечественной музыки»:
1. Основные этапы развития отечественной музыкальной культуры
2. Жанры отечественной музыки (по эпохам)
3. Основные направления развития профессиональной музыки XIX – первой половины ХХ вв.
4. Персоналии отечественного музыкального искусства
5. Формы учебных занятий: лекции, практические занятия.
6. Формируемые компетенции:
ОПК-1 Способен понимать специфику музыкальной формы и музыкального языка в свете представлений об особенностях развития музыкального искусства на определенном историческом этапе
ОПК-4 Способен осуществлять поиск информации в области музыкального искусства, использовать ее в своей профессиональной деятельности