Автор: Чупрова Галина Анатольевна, старший преподаватель
кафедры Хорового дирижирования и вокального искусства.
Обучение по дисциплине: Б1.В.14 "Освоение народно-песенных и авторских партитур"
53.03.04 Искусство народного пения. Сольное народное пение 2023г.
Общая трудоемкость дисциплины 5 ЗЕТ
Практических занятий - 62, самостоятельной работы - 86,5; зачет -2, экзамен - 3.
Цель курса - подготовить специалиста, владеющего навыком текстологического анализа в области ансамблевого исполнительства к более глубокому освоению народно-песенных и авторских партитур.
Образовательные технологии
Практические занятия выполняются по заданиям, в результате которого прикрепляется созданный информационный продукт; работы оцениваются преподавателем по 5-бальной шкале.
Самостоятельные работы выполняются в форме профессионально-ориентированных проектов создания информационного продукта и / или отчета, который студент прикрепляет в качестве ответа на задание; работы оцениваются по 5-бальной шкале.
Результаты обучения
Формирование ОПК - 2 Способен воспроизводить музыкальные сочинения, записанные традиционными видами нотации.
Знать:
- методику разбора и освоения народно-песенных и авторских партитур, записанных традиционными видами нотации.
Уметь:
- расшифровывать авторские указания в нотном тексте и исполнять партитуры народно-песенного и авторского склада;
- понимать и раскрывать при исполнении художественный замысел в нотной партитуре.
Владеть:
- традиционными видами нотации;
- навыком игры многолосной партитуры и навыком чистого интонирования при исполнении голосов.
Формирование ПК - 5 Способен использовать фортепиано в своей профессиональной деятельности
Знать:
– приёмы фортепианной техники и принципы исполнительства на фортепиано;
–
методы результативной самостоятельной работы над музыкальным произведением.
Уметь:
- читать с листа нотный текст во всех его деталях и на основе этого создавать собственную интерпретацию музыкального произведения;
–
распознавать знаки нотной записи, отражая при воспроизведении музыкального
сочинения предписанные исполнительские нюансы.
Владеть:
- свободным чтением музыкального текста сочинения, написанного традиционными методами нотации;
-
исполнительской техникой, достаточной для уверенного воспроизведения
многоголосной партитуры, с анализом жанровых особенностей произведения для
полноценного раскрытия художественного замысла
ПК - 8 Способен осуществлять подбор репертуара для концертных программ
и других творческих мероприятий.
Знать:
- способы поиска нового нотного материала в области народно-песенного и авторского творчества, отслеживания появления нового интересного партитурного материала для подбора репертуара концертных программ и других творческих мероприятий.
Уметь:
– пользоваться внутренним слухом;
- осваивать и расширять багаж разобранных партитур, выявлять наиболее интересные в художественном отношении образцы;
– анализировать музыкальное произведение во всей совокупности составляющих его компонентов (мелодические, фактурные, тонально-гармонические, темпо-ритмические особенности), прослеживать логику темообразования и тематического развития.
Владеть:
- принципами подбора разнообразного по региональной стилистике фольклорными образцами и авторскими сочинениями, создавая индивидуальную художественную интерпретацию музыкальных произведений.
Тематический план
Тема 1 «Западно-русская певческая традиция»
Тема 2 «Северо-русская певческая традиция»
Тема 3 «Средне-русская певческая традиция»
Тема 4 «Южно-русская певческая традиция»
Тема 5 «Песенная традиционная культура Забайкальских казаков»
Тема 6 «Песенная традиционная культура семейских Забайкалья»
Требования к обучающимся
Общие знания по ЭТМ, сольфеджио, умение чтения нот с листа, владение игрой на фортепиано.
- Учитель: Галина Анатольевна Чупрова