Автор: Чупрова Галина Анатольевна, старший преподаватель       Изображение пользователя Галина Анатольевна Чупрова

кафедры Хорового дирижирования и вокального искусства.

Обучение по дисциплине: Б1.В.14 "Освоение народно-песенных и авторских партитур"

53.03.04  Искусство народного пения. Сольное народное пение 2023г.

Общая трудоемкость дисциплины 5 ЗЕТ

Практических занятий - 62,  самостоятельной работы - 86,5; зачет -2, экзамен - 3.

Цель курса - подготовить специалиста, владеющего навыком текстологического анализа в области ансамблевого исполнительства к более глубокому освоению народно-песенных и авторских партитур. 

Образовательные технологии

Практические занятия выполняются по заданиям, в результате которого прикрепляется созданный информационный продукт; работы оцениваются преподавателем по 5-бальной шкале.

Самостоятельные работы выполняются в форме профессионально-ориентированных проектов создания информационного продукта и / или отчета, который студент прикрепляет в качестве ответа на задание; работы оцениваются по 5-бальной шкале.

Результаты обучения

Формирование ОПК - 2  Способен воспроизводить музыкальные сочинения, записанные традиционными видами нотации.

Знать: 

- методику разбора и освоения народно-песенных и авторских партитур, записанных традиционными видами нотации.

Уметь: 

- расшифровывать авторские указания в нотном тексте и исполнять партитуры народно-песенного и авторского склада; 

- понимать и раскрывать при исполнении художественный замысел в нотной партитуре.

Владеть: 

- традиционными видами нотации; 

- навыком игры многолосной партитуры и навыком чистого интонирования при исполнении голосов.

Формирование ПК - 5 Способен использовать фортепиано в своей профессиональной деятельности

Знать: 

– приёмы фортепианной техники и принципы исполнительства на фортепиано; 

– методы результативной самостоятельной работы над музыкальным произведением.
Уметь: 

- читать с листа нотный текст во всех его деталях и на основе этого создавать собственную интерпретацию музыкального произведения; 

– распознавать знаки нотной записи, отражая при воспроизведении музыкального сочинения предписанные исполнительские нюансы.
Владеть: 

- свободным чтением музыкального текста сочинения, написанного традиционными методами нотации; 

- исполнительской техникой, достаточной для уверенного воспроизведения многоголосной партитуры, с анализом жанровых особенностей произведения для полноценного раскрытия художественного замысла
ПК - 8
 Способен осуществлять  подбор репертуара для концертных программ и других творческих мероприятий.

Знать: 

- способы поиска нового нотного материала в области народно-песенного и авторского творчества, отслеживания появления нового интересного партитурного материала для подбора репертуара концертных программ и других творческих мероприятий.

Уметь:

 – пользоваться внутренним слухом; 

- осваивать и расширять багаж разобранных партитур, выявлять наиболее интересные в художественном отношении образцы; 

– анализировать музыкальное произведение во всей совокупности составляющих его компонентов (мелодические, фактурные, тонально-гармонические, темпо-ритмические особенности), прослеживать логику темообразования и тематического развития.

Владеть:

- принципами подбора разнообразного по региональной стилистике фольклорными образцами и авторскими сочинениями, создавая индивидуальную художественную интерпретацию музыкальных произведений.

Тематический план

Тема 1 «Западно-русская певческая традиция»

Тема 2 «Северо-русская певческая традиция»

Тема 3 «Средне-русская певческая традиция»

Тема 4 «Южно-русская певческая традиция»

Тема 5 «Песенная традиционная культура Забайкальских казаков»

Тема 6 «Песенная традиционная культура семейских Забайкалья»

Требования к обучающимся

Общие знания по ЭТМ, сольфеджио, умение чтения нот с листа, владение игрой на фортепиано.