Обучение по дисциплине:  Теория драмы и основы сценарного мастерства 

Обучаемые: 51.03.05 Режиссура театрализованных представлений и праздников

Автор: Русинов Виктор Леонидович, профессор кафедры Режиссуры эстрады и театрализованных представлений

Цель курса:  

Формирование компетенций, обеспечивающих создание сценарных проектов театрализованных представлений и праздников разных видов и форм в профессиональной деятельности выпускника через оснащение будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников теоретическими знаниями и практическими умениями в области создания и анализа сценариев различных форм праздничной культуры для формирования окружающей культурной среды и художественно-эстетического воспитания всех категорий населения.

Задачи курса:

Овладеть теоретическими знаниями по основам драматургии;

Освоить методику драматургического анализа;

Изучить законы и специфику композиционного построения произведений сценарнойдраматургии;

Изучить принципы монтажа как способа смыслового построения сценария;

Воспитать     навыки     драматургической     обработки     прозаических, поэтических,документальных текстов;

Приобрести опыт сценарной работы в разных жанрах праздничной культуры.

Воспитать гражданско-нравственную позицию студентов, способность к саморазвитию в условиях непрерывно меняющейся социальной, духовной и информационной жизни общества.

Овладеть теоретическими знаниями по основам драматургии; 

Освоить методику драматургического анализа;

Изучить законы и специфику композиционного построения произведений сценарнойдраматургии;

Изучить принципы монтажа как способа смыслового построения сценария; 

Воспитать     навыки     драматургической     обработки     прозаических, поэтических,документальных текстов;

Приобрести опыт сценарной работы в разных жанрах праздничной культуры.

Воспитать гражданско-нравственную позицию студентов, способность к саморазвитию в условиях непрерывно меняющейся социальной, духовной и информационной жизни общества.


Содержание дисциплины:

1.        Понятие      «драма»,      его      характеристика.      Функциональные       поля. Определениесущности драмы: исторический обзор.

2.        Классификация и характеристика драматических произведений: роды, виды, типы,жанры.

3.        Компоненты содержательной структуры. Тема, идея, замысел: определения, характеристика, функция. Угол зрения (жанр).

4.        Понятие «композиция». Композиция в различных родах, видах, жанрах искусства. Позиции Аристотеля, Гегеля. Компоненты композиционной структуры драматических произведений.

5.        Определение понятия «действие». Сущность, виды, структура драматического действия. Событие. Событийный ряд. Понятия «фабула», «драматическая ситуация» «коллизия», «перипетия».

6.        Понятие сценарной драматургии. Специфические особенности сценарной драматургии в исторической перспективе. Сценарий как особый вид драматургии, его характерные признаки.

7.        Основные приемы сценарной драматургии. Компиляция и оригинальный сценарий:сравнительная характеристика.

8.        Определение понятия, его характеристика, специфика метода.

9.        Определение понятий. Функции образно – смыслового хода и сценарного приема. Принципы формирования.

10.    Принципы тематизма, содержательности, актуальности, учета особенностей восприятия.

11.    Обобщение изученного материала по созданию сценария. Особенности сценария этюда.

12.    Определения понятий: художественный замысел. Тема. Идея. Идейное содержание. Основы драматургического анализа содержательной структуры сценария.

13.    Определение понятия «конфликт». Традиционное применение термина в изобразительно-динамических видах искусства. Специфические особенности и виды проявления конфликта в сценарной драматургии. Сюжетно-конструктивная функция Принципы классификации конфликтов. Дифференциация на виды и типы.Драматургический анализ конфликта. Реализация конфликта в сценарии.

14.    Определение терминов «действие» и «событие». Событийная канва. Драматическаяситуация, коллизия, перипетия, расширенная ремарка.

15.    Принципы перевода: сохранение идейно-тематического содержания, его акцентирование и актуализация. Приемы перевода: инсценирование, моделирование, драматизация.

16.    Использование прозаического текста в сценарной драматургии для создания театрализации.

17.    Законы композиционного построения сценического действия. Структурные принципы сценария и его компоненты. Определение основных и второстепенных композиционных элементов: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Факультативные элементы: пролог и эпилог. Их характеристика и функции.

18.    Виды композиции: прямая-обратная, открытая-закрытая, линейная- круговая,концентрическая. Их характеристика.

19.    Монтаж как основной метод композиционного построения сценария. Его образно- смысловая функция. Характеристика приемов монтажа: контрастность, одновременность, последовательность, лейтмотивность, изобразительность.

20. Виды, типы, реализация монтажа в сценарии. Методы мастеров художественного монтажа: В.Яхонтова, Д. Вертова, С.Эйзенштейна, В.Пудовкина.

21.    Определение понятия. Характеристика. Функция. Структура: завершенность, действенность. Принципы, методы, приемы создания сценария номера. Номер в эстрадной программе.

22.    Определение понятия. Характеристика. Принципы, методы, приемы создания сценария миниатюры. Тематическая литературно-музыкальная композиция.

23.    Функциональные виды эпизода. Базовые композиционные компоненты. Архитектоника каждого компонента и эпизода в целом. Определение событийной структуры эпизода. Действенные циклы.

24.    Принципы перевода: выделение смыслового содержания. Драматизация: выявление природы конфликта. Персонификация действующих лиц. Создание диалогической структуры.

25. Структура поэтического представления. Структура эпизодов.

26.    Структура сценария митинга, церемонии, торжества: эпизоды, включающие акции, манифестации, ритуалы.

27.    Структура сценария театрализованного представления: сценарий театрализованныхсобытий и номеров.

28.    Документ и факт основа сценаристики документально - публицистического представления. Драматизация, инсценирование, персонификация.

29.    Актуальность темы, соответствие запросам целевой аудитории, реальность ситуаций.

30.    Единство композиции через разные виды монтажа: линейный, контрастный, ассоциативный, лейтмотивный. Контрапунктический

31.    Сюжетное построение на основе композиции фактов и документов. Особая роль монтажа.

32.    Функция документально-фактологического материала в сценариях театрализованных представлений и праздников.

33.    Специфика идейно-тематической основы. Особый характер изложения. Использование государственной и региональной официальной символики в сценариях государственных и муниципальных праздников.

34.    Специфика народной художественной культуры. Использование тематики, традиционных элементов духовной и материальной культуры.

35.    Специфика содержательной структуры религиозных праздников. Использование духовной литературы и обрядово-ритуальных элементов в сценарии.

36.    Содержательные и структурные особенности современных форм ТПиП. Использование принципов и методик сценаристики анимации и акционного театра

37.    Сценарии типов праздничных действ. Композиционное единство всех типов праздничных действ в сценарии.

38.    Выделение компонентов идейно-тематической структуры сценария. Определение темы, идеи, конфликта. Создание драматургических форм ситуаций, коллизий, перипетий.

39. Содержательные и структурные особенности синопсиса и сценарного плана.

40.    Поиск литературного материала. Отбор материала для сценария. Его актуализация. Идейно-тематическая разработка. Создание композиционной структуры.

41.    Уровень и адекватные формы реализации художественного замысла. Наличие необходимых компонентов. Непрерывность действия. Проявление драматического конфликта. Глубинная идейно-философская связь структурных элементов.Адекватность сценарной документации.