1. Цель дисциплины: воспитание высококвалифицированных исполнителей, способных создавать индивидуальную художественную интерпретацию музыкального произведения, владеющих методологией анализа и оценки различных исполнительских интерпретаций, понимающих особенности национальных школ, исполнительских стилей, обладающих музыкально-текстологической культурой, способностью к углублённому прочтению и расшифровке авторского нотного текста, владеющих искусством публичного исполнения программ, состоящих из музыкальных произведений различных жанров, стилей, эпох.
Задачи дисциплины:
1) формировать у студента мотивации к постоянному поиску творческих решений при исполнении музыкальных произведений, к совершенствованию художественного вкуса, чувства стиля;
2) воспитать профессиональные навыки в постижении содержания и формы музыкального произведения;
3) расширить репертуар, включающий произведения различных эпох, жанров и стилей;
4) развить механизмы музыкальной памяти, творческого воображения, актитвизации слухо-мыслительных процессов;
5) активизировать эмоциональлно-волевую сферу, развить артистизм, свободу самовыражения, исполнительскую волю, концентрацию внимания;
6) развить мелодический, гармонический, тембровый слух, полифоническое мышление;
7) совершенствовать культуру звукоизвлечения, звуковедения и фразировки, артикуляционного мастерства.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО
Для освоения дисциплины «Чтение хоровых партитур» студенты опираются на знания, умения и навыки, сформированные в ходе освоения дисциплин: «Теория музыки», «Сольфеджио», «Гармония», «Полифония», «Музыкальная форма», «Фортепиано», «Хоровой класс», «Сольное пение», «Хоровое сольфеджио», «Дирижирование» «Вокальный ансамбль», «Основы ансамблевого музицирования», «Хоровой практикум», «Ансамблевый практикум», «Народное музыкальное творчество», «История и теория русской духовной музыки», «История хоровой музыки», «Хороведение и методика работы с хором», «Методика работы с детским хором»,
Изучение данной дисциплины является необходимой основой для прохождения учебной (исполнительской), учебной (педагогической), производственной (творческой), производственной (педагогической), преддипломной практики и защиты выпускной квалификационной работы.
3. Трудоемкость дисциплины:
Общая трудоёмкость дисциплины составляет: 288 часа \ 8 зет.
Форма контроля: зачёт, экзамен
4. Содержание дисциплины:
Тема 1. Хоровая партитура, виды партитурной записи, правила исполнения партитуры, изложенной на 2-х, 3-х, 4-х строчках нотного стана.
Тема 2. Запись литературного текста в хоровой партитуре. Использование лиг в хоровой музыке. Работа над фразировкой.
Тема 3. Изучение партитурных обозначений и приемов их исполнения. Темповые обозначения (словесные и метрономические). Способы их нахождения с метрономом и без него. Агогические изменения, ферматы.
Тема 4. Совершенствование игры хоровой партитуры. Педализация. Звуковедение non legato, staccato и др. Динамические обозначения.
Тема 5. Динамические обозначения (постоянные, переменные).План анализа изучаемых произведений.
Тема 6. Партитурная запись произведений с инструментальным сопровождением
Тема 7. Партитурная запись хоровых произведений с участием солистов (полифоническая, гармоническая, смешанная фактура).
Тема 8 Формирование умений анализировать музыкальный и поэтический текст на уровне музыкально-теоретических знаний, имеющихся у студентов в данный период.
Тема 9. Партитурная запись хора, солистов и инструментального сопровождения. Всесторонний анализ авторского содержания, и его интерпретация и выстраивание исполнительской концепции.
5.Формы учебных занятий: индивидуальные занятия.
6. Формируемые компетенции:
В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:
ОПК-2 -способен воспроизводить музыкальные сочинения, записанные традиционными видами нотации;
ПК-4 - способен использовать фортепиано в своей профессиональной (исполнительской, педагогической) деятельности.
ПК-7 - способен проводить репетиционную работу с детскими, учебными и любительскими (самодеятельными) хоровыми коллективами.
7. ФОС по компетенции:
Результаты освоения компетенций проверяется следующими оценочными средствами:
ОПК-2вопросы для собеседования, вопросы к зачету и экзамену;
ПК-4, ПК-7 творческое задание, практическая работа, вопросы для собеседования, вопросы к зачету и экзамену.
- Учитель: Мария Тимофеевна Чолий
- Учитель: Ярослав Михайлович Чолий