Лекция  "Научная концепция музея"

   Как было сказано в предыдущих лекциях, музеи ведут научные исследования как в области музееведения, так и в области профильных наук. Эти исследования теснейшим образом взаимосвязаны и взаимообусловлены.

  В области музееведения можно выделить следующие основные направления исследовательской  деятельности музеев:

– разработка научной концепции музея (музейного объединения)

– исследования в области комплектования фондов

– изучение музейных предметов и их коллекций

– научное проектирование экспозиций и выставок

– прикладные социологические и социально-психологические 

   исследования, направленные на изучение музейной аудитории, 

   повышение эффективности работы музеев

– изучение истории музейного дела

– историография музееведения.

В рамках профильных наук исследовательская  деятельность музеев и связанных с ними научных учреждений классифицируется в соответствии с принятой классификацией наук. Особое значение имеют междисциплинарные научные исследования, обеспечивающие комплексное изучение музейных предметов и коллекций.

Можно выделить в качестве специального направления и научно-пропагандистскую деятельность музеев, связанную с исследовательской работой научных сотрудников.

В последние годы все большее распространение получает перспективное планирование деятельности музеев, охватывающее и увязывающее все ее стороны. Основой такого планирования становится разработка научной концепции музея.


 Разработка научной концепции музея (музейного объединения).


Научную концепцию музея следует рассматривать как всестороннее обоснование целей и задач создания, функционирования и развития музея, а также вытекающих из этих целей и задач способов и средств их реализации.

Разработку НКМ можно разделить на 3 взаимосвязанных этапа:

1.Первый этап охватывает подготовку и анализ исходных данных.

Если концепцию разрабатывает, к примеру, региональный краеведческий музей, то эти данные должны раскрывать специфические особенности социально-экономического и культурного развития региона, перспективы его развития, социально-демографическую характеристику населения и их будущую динамику, наконец, - оценку того, насколько полно и глубоко история региона во всех ее аспектах отражена в существующих ныне музеях и музейных коллекциях.

Необходимый объем НИР этого этапа в каждом конкретном случае строго индивидуален: он зависит от особенностей социального 

контекста, от профиля, характера музея, степени изученности предмета отражения и т.д.

2.Второй этап создания научной концепции – разработка «идейного 

замысла» музея, опирающегося на принципы современного музееведения. Однако, реализация этих принципов должна быть органично увязана с историческими, географическими, национальными и другими особенностями региона, в котором находится музей. Наконец, процесс разработки «идейного замысла» музея – это творческий процесс интерпретации общепринятых принципов отечественного музееведения, воплощение творческих замыслов музейных работников, что предотвращает шаблонность и безликость музеев. Можно сказать, что разработка «идейного замысла» музея – это поиск и обоснование способов воплощения общего в особенном. Естественно, что разработка «ИЗМ» - это своего рода сплав науки и искусства, научного знания и творческой интуиции музейных работников.

3.Третий, заключительный, этап разработки НК выражается в 

составлении генерального плана развития музея, предусматривающего конкретные практические мероприятия по реализации идейного замысла..

Таким образом, НКМ – это синтетический документ, включающий в себя 

обширную аналитическую информацию, теоретическую разработку и план практических мероприятий. В настоящее время разработкой НК занимаются главным образом центральные музеи и музейные объединения. Однако такой основополагающий документ необходим всем музеям: он помогает научно обосновать перспективы развития каждого из них.


                     Рекомендации по разработке НКМ.

Концепция – определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, руководящая идея, система взаимосвязанных и вытекающих один из другого взглядов на те или иные явления, процессы, основополагающая идея какой-либо теории; общий замысел; главная мысль.

Исходя из данного определения, КМ следует понимать как научное обоснование системы его целей и задач, взаимосвязанных характеристик содержания форм и методов деятельности, а также перспектив развития музея в общей сети музеев региона.

Разработку НКМ музея проводит научный коллектив музея под руководством его дирекции и с привлечением научных сил региона, а также специалистов из научных центров страны. НКМ и сопутствующие ей документы обсуждаются на Ученом совете музея  и утверждается в установленном порядке органом управления, которому непосредственно подчиняется музей.

Выделяются следующие этапы разработки НКМ:

1. Подготовительный этап.

1.1. Анализ специфики исторического развития и природных особенностей  

      края или региона.

1.2. Социально-экономическая характеристика региона или края.

1.3. Анализ существующего состояния музейного дела в крае или регионе.

1.4. Целесообразность создания музейного объединения или потенциальные 

       возможности развития музея (объединения), если оно уже создано.

1.5.Основная библиография и картотеки.

2. Разработка ИЗМ.

2.1. Определение целей и задач музея или объед-я. Научное обоснование 

       системы взаимосвязанных направлений деятельности музея или объед-я.

2.2. Определение перспектив развития музея или Объед-я. Пути дальнейшего 

       совершенствования музея или Объед-я. по основным направлениям 

       деятельности.

3. Реализация НК.

3.1. Генеральный план развития музейной сети в крае или регионе.

3.2. Конкретные мероприятия по дальнейшему совершенствованию системы 

       управления, укреплению материально-технической базы и др. Подготовка 

       соответствующей документации.

3.3. Внешние факторы, влияющие на воплощение генерального плана в жизнь 

       и дальнейшего развития музейного дела в республике (социально-

       экономическое развитие региона и т.д.)


Таким образом, в соответствии с этапами работы над НКМ создаются 3 документа и комплекс приложений:

1. Общая справка.

2. Идейный замысел музея.

3. Генеральный план развития музея и музейной сети (при  Объединении) 

    в  регионе.

4. Приложения.


Рассмотрим теперь создание НКМ конкретно по этапам

1. Подготовительный этап работы: составление общей справки.

1.1.Анализ специфики исторического развития и природных особенностей региона.

В этом разделе дается краткий анализ исторического развития региона и его природных особенностей, специфики, определяющей его роль и место в истории страны и обусловившей особенности развития музейной сети и основных групп движимых и недвижимых памятников природы, истории и культуры. Историческая справка дается с учетом изменявшихся границ региона.

1.2. Современное социально-экономическое состояние региона.

Анализ современного социально-экономического состояния региона проводится с использованием следующих сведений:

- данные об административно-территориальном делении;

- численность населения, его социально-демографический и национальный 

  состав;

- основные стройки и предприятия ;

- учреждения науки, культуры и искусства (вузы, научно-исследовательские 

  центры, библиотеки, театры, ДК, клубы и т.д.)

1.3. Анализ существующего состояния музейного дела в регионе.

В этом разделе дается:

- краткая характеристика истории музейного дела в регионе (время 

  создания первых музеев, рост сети в количественном отношении и по 

  профилям, качественная характеристика музейных собраний и коллекций)

- состояние сети государственных музеев на современном этапе.      

- краткая характеристика его филиалов – сети государственных музеев в 

  регионе. Размещение музеев объединения по территории региона, по 

  районам, количество музеев и выставок

- краткая характеристика памятников и памятных мест региона, используемых под музейные цели. 

- анализ состояния реставрационных работ в регионе

г) основные направления комплектования. Источники, пути и формы 

  комплектования.

- анализ состояния экспозиций: соответствие экспозиций современным идейно-теоретическим и научным требованиям; состояние архитектурно-

  художественного решения экспозиций; характеристика экспозиций по 

  современности; экспозиции, нуждающиеся в перестройке; вопросы 

  сохранности музейных предметов;

- анализ состояния научно-просветительской работы в музее: наличие или 

  отсутствие комплексной программы обслуживания посетителей; Динамика посещаемости за последние 3 года суммарно и по филиалам ; кол-во экскурсантов, процент 

  экскурсионного обслуживания; дифференцированное обслуживание 

  туристов, школьников, местного городского и сельского населения; 

  краткая характеристика форм научно-просветительской работы 

Выводы: Анализ положительных и отрицательных сторон деятельности музеев РБ. Проблемы, требующие решения: по развитию сети, профилированию, по реставрации и приспособлению памятников под музейные нужды, по организации НИР, научно-методической, фондовой, экспозиционной  и научно-просветительской работы музея, по управлению музейным делом. Задачи, стоящие перед музеем в свете требований идеологической работы на современном этапе.

1.4. Потенциальные возможности развития музея (объединения)

Анализ общественных потребностей и существующих материально-технических возможностей для развития музейного дела в регионе:

- развитие культурных потребностей населения региона, повышение интереса к памятникам

- требование сохранения, изучения и комплексного, более эффективного использования памятников природы, истории и культуры и памятных мест региона в научных целях, патриотического, культурного, экологического и др. воспитания

- возможности развития туристско-экскурсионного дела в стране, в регионе

- социально-экономические. и материально-технические. предпосылки для развития музейного дела в регионе (развитие народного хозяйства, городов и сел, совершенствование сферы управления музейным делом в стране, республике, регионе и др.)

- возможности дополнительного включения памятников в туристско-экскурсионные маршруты и в музейных целях 

- анализ сети ведомственных музеев и музеев на общественных началах в регионе как резерва для развития сети государственных музеев.

1.5. Основная библиография и картотеки.

В процессе подготовки к созданию научной концепции музея создается библиография и система научных картотек.                   

 

2.Идейный замысел музея (объединения).

2.1. Определение целей и задач музея (объед-я). Научное обоснование взаимосвязанных направлений деятельности музея (объед-я).

Эта часть включает в себя определение целей и задач музея, исходя из общих перспектив музейного строительства в стране и специфики развития данного региона. При определении целей и задач музея следует исходить из основных социальных функций музея – документирования, образования и воспитания и функции организации свободного времени.

Музей должен выработать научные основы своего развития, главные 

задачи, стоящие перед музеем (объед-ем):

а) Формирование в регионе единой системы музеев, выставочных залов, музеефицированных памятников природы, истории и культуры, передвижных форм, связанных общим идейным и художественным замыслом, отражающим наиболее полную картину исторического, культурного и социально-экономического развития региона и используемых в целях  эстетического, нравственного и патриотического воспитания общества. 

В этих целях осуществляется: 

- создание системы разнопрофильных музеев, экспозиций и выставок

- рациональное размещение музеев и выставок для обеспечения 

  равномерного обслуживания городского и сельского населения

- поднятие уровня работы всех музеев региона, особенно районных 

  сельских музеев 

- совершенствование практики охраны, реставрации и использования

  памятников природы и истории

б). Совершенствование всех видов деятельности музея для создания целостной системы в области НИР, научно-методической, фондовой и научно-просветительской работы. В этом разделе НКМ каждое музейное объед-е определяет цели и задачи в общей форме с учетом своей специфики. В разделе, посвященном перспективам развития музея, эти задачи

конкретизируются.

2.2. Перспективы развития музейного объед-я. Пути дальнейшего совершенствования муз. Объед-я по основным направлениям деят-ти.

1.Совершенствование НИР в музее:

- научно обоснованная организация и планирование НИР

- использование современных методов исследования

- внедрение результатов НИР во все сферы деят-ти муз.объединения

- дальнейшее развитие связей с фундаментальными исследованиями профильных дисциплин

- активизация исследований по современности в области комплектования, фондовой, экспозиционной, научно-просветительской работы

- координация НИР с другими научными учреждениями

2.Совершенствование научно-методической работы в музее:

- определение задач и форм работы в области методики комплектования, фондовой, экспозиционной, научно-просветительской работы в музее.

3. Обоснование основных направлений перспективного плана научного комплектования с выделением плана комплектования по современности 

 4. Совершенствование фондовой работы в музее:

- определение последовательности работ по описанию, изучению и использованию фондов с целью их быстрейшего ввода в научный оборот

- предложения по организации централизованного учета в музее или объединении. Внедрение современных форм учета фондов в практику (АИПС и др.).

-меры, необходимые для повышения эффективности работы по использованию музейных коллекций

- мероприятия по организации специализированного и централизованного хранения.

5. Совершенствование экспозиционной работы в музее:

- обоснование главных направлений работы по созданию системы разнопрофильных экспозиций в регионе

- совершенствование системы экспозиций по современности с выделением периода развитого социализма

- пути совершенствования экспозиций на основе современных требований идеологической работы и научных достижений музееведения и профильных наук

- пути реализации единства научного и архитектурно-художественного. проектирования экспозиций и выставок.

6. Основные направления развития НПР в свете современных требований. Комплексный подход к научно-просветительской работе музея: единство идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического воспитания в музее:

- пути внедрения научных основ планирования посещаемости и экскурсионного обслуживания

- комплексная программа НПР: а) разработка системы «Музей и школа» (школа, ПТУ, вузы – музей); б) совершенствование обслуживания местного жителя города и села и туристов; в) организация работы с экскурсантами и индивидуальным посетителем: 

- методы изучения интересов и запросов посетителей;

- новые формы НПР; 

- совершенствование координации деятельности музея с партийными, государственными, профсоюзными, общественными организациями, с другими музеями, с туристско-экскурсионными организациями как существенный фактор повышения эффективности работы музея.

7. Перспективы укрепления материально-технической базы музея:

- обеспечение площади под фондохранилища, экспозиции и выставки, помещения для лекториев, кинозалов, служебные помещения

- обеспечение оборудованием для фондохранилищ и экспозиций в соответствии с современными требованиями

- оснащенность музея техническими и передвижными средствами

- создание единой производственной базы и мастерских для консервации, реставрации, качественного изготовления научно-вспомогательных материалов и т.д.

8. Пути дальнейшего совершенствования системы управления музеем:

- совершенствование организационной структуры музея 

- доработка документов, регламентирующих деятельность музея 

- внедрение НОТ в работу музея (норм оценки труда)

- создание единой системы подготовки музейных кадров, повышения их 

  квалификации.

Разработка научной концепции должна способствовать подъему на качественно новый уровень всех направлений деятельности музея\объединения, повышению эффективности его работы.

     

3. Реализация научной концепции музея \ объединения

Научная концепция музея\об-я реализуется в виде генерального плана развития музейной сети региона, разработки конкретных мероприятий по совершенствованию системы управления, всех направлений музейной деятельности, укреплению материально-технической базы, работе с кадрами и др. Реализация научной концепции зависит от ряда внешних факторов и предпосылок – дальнейшего социально-экономического развития региона, программы строительства гостиниц, туристских баз, мест отдыха, дорог, благоустройства зон музейного обслуживания и т.д.


Генеральный план развития музея и сети в регионе.

Генеральный план развития музейной сети в регионе является первым этапом реализации научной концепции. Он рассчитан на ближайшие годы (не более 5-10 лет).

Генеральный план включает в себя:

а) перечень музеев, экспозиций и выставок, планируемых к открытию на ближайшие годы по профильным группам и тематике экспозиций и выставок (наименования, сроки создания, местонахождение), а также подлежащих реэкспозиции.

В перечне особое внимание уделяется созданию системы экспозиций по перестройке и современному периоду

б) Перечень памятников, предлагаемых к использованию в музейных целях с указанием необходимых для реставрации средств, сроков, исполнителей, характера использования памятника.

В содержание научной концепции музея\объед-я и генерального плана развития музейной сети со временем могут быть внесены дополнения и изменения с учетом требований идеологической работы, социально-экономического развития страны, региона и музейного дела.


4. Приложения

В приложениях дается перечень дополнительных документов, необходимых для разработки научных основ деятельности музея\объед-я.

Приложение 1. Карта-схема размещения государственных музеев на территории региона (независимо от ведомственной принадлежности).

Приложение 2. Документы, регламентирующие деятельность музея\объед-я: решение о создании музея, существующее положение об объед-ии. Положения о филиалах, службах, отделах и др. подразделениях, должностные инструкции и т.д.

Приложение 3. Схема действующей оргструктуры музея\объед-я.

Приложение 4. Таблица всех памятников природы, истории и культуры региона, состоящих на государственной охране с выборочным включением наиболее значительных памятников археологии, включающая сведения по паспорту недвижимых памятников истории и культуры РФ: наименование памятника, типологическая принадлежность, датировка, местонахождение, исторические сведения, описание памятника, техническое состояние, система охраны.

Приложение 5. Таблица существующих в музее\объед. экспозиций и выставок с указанием темы, основных разделов, времени создания, места размещения, площади и т.д.

Приложение 6. Таблица: характер современного использования памятников природы, истории и культуры (по паспорту памятников) и предложения по использованию памятников.

Приложение 7. Таблица по научно-просветительской работе, включающая динамику посещаемости за 5 лет по отдельным объектам и суммарно, кол-во посетителей по основным социально-демографическим группам, кол-во экскурсий, процент экскурсионного обслуживания.

Приложение 8. Перечень всех форм научно-просветительской работы в музее\объед.

Приложение 9.Таблица сети ведомственных музеев и музеев на общественных началах в регионе (кол-во, ведомственная .принадлежность, местоположение, профиль, тематика)

Приложение 10. Библиография и научные картотеки.

Приложение 11. Перспективный план научного комплектования.

Приложение 12. Схема планируемой структуры

Приложение 13. Положение о Музее\объед., составленное на основе научной концепции и генерального плана.


Таким образом, Научная концепция музея - это синтетический документ, в котором всестороннее обоснованы цели и задачи создания, функционирования и развития музея, а также вытекающих из этих целей и задач способов и средств их реализации.


Контрольные вопросы:

1. Что собой представляет Научная концепция (НК) музея?

2. Этапы разработки Научной концепции музея?

3. Какой орган музея обсуждает и утверждает НК музея?

4. Какие мероприятия осуществляются на подготовительном этапе разработки НК музея?

5. Что собой представляет Идейный замысел музея? 

6. Какие действия предполагает Реализация НК музея?