Искусствоведческая экспертиза – это самостоятельный класс экспертиз, поскольку для ее проведения нужны специальные знания в такой самостоятельной научной отрасли как искусствоведение. Этот класс судебных экспертиз имеет свои предмет, объекты и собственные методы исследования.

Экспертизы

Первоначальная

Дополнительная

Повторная 

Комплексная 

Комиссионная 

Первоначальная экспертиза —проводится первый раз для выяснения обстоятельств и фактов, необходимых для расследования дела, а также принятия правильного судебного решения, поскольку заключение эксперта по действующему законодательству является доказательством по делу.

В случае не достаточной ясности или неполноты заключения эксперта суд может назначить дополнительную экспертизу. Причем, эту экспертизу суд может поручить как тому же эксперту, так и другому.

Повторная  экспертиза назначается в случаях возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта или экспертов по тем же вопросам. Производство данной экспертизы поручается другому эксперту.

Комплексная экспертиза назначается судом, если для установления обстоятельств, имеющих значения для данного дела, необходимо одновременное проведение исследований с использованием различных областей знания или использованием различных научных направлений в пределах одной области знания. Поручается нескольким экспертам, которые впоследствии формулируют общий вывод на основании проведенных исследований. Если есть специалисты, не согласные с общими выводами, то они подписывают только свою исследовательскую часть заключения.

Комиссионная экспертиза отличается от комплексной тем, что эксперты, проводящие исследования, являются специалистами в одной и той же области знаний, по результатам проведенных исследований, они совещаются и формулируют общее заключение.

По результатам анализа составляется экспертное заключение, которое содержит следующую информацию:

наименование объекта (предмета);

 автор или мастер, если известны;

когда и где создан предмет (объект);

материал, техника исполнения;

размеры предмета (объекта);

присутствие отличающих работу от других аналогичных произведений отметок, клейма, каких-либо номеров, подписей (например, автора);

 состояние (сохранность) предмета (объекта);

информация об уникальности предмета (объекта), ее мемориальности;

относится ли картина к культурным ценностям, имеющим особое значение с точки зрения истории и художественного творчества, или нет;

если картина признается культурной ценностью, то указание о ее рыночной стоимости.

Кто проводит искусствоведческую экспертизу?

Искусствоведческая экспертиза проводится платно уполномоченными Минкультуры России экспертами по культурным ценностям.

Эксперты – искусствоведы исследуют скульптуру, антикварную мебель, произведения декоративно-прикладного искусства, живопись, фотографии, старинные монеты, книги, рукописи, предметы одежды и ткани, открытки и марки, различные музыкальные произведения, оружие, изделия из камня и драгоценных металлов, музыкальные инструменты и многое другое.

Искусствоведческая экспертиза живописи требует представления перечня документов:

Заявление собственника живописной работы, содержащее информацию о самом собственнике, основании возникновения права собственности, описание картины;

Список в трех экземплярах, если вывозится больше двух картин;

По три фото каждой работы минимальным размером 8х12 см;

Копии документов о праве собственности на картину. Оригинал представляется при подаче заявления;

Документы, подтверждающие стоимость картины.

Копия паспорта.

Искусствоведческая экспертиза проводится для того, чтобы установить, является ли картина подлинной и соответствует ли заявленным характеристикам. Также проверяется, не проходит ли произведение искусства по базам данных ЭРПАС Минкультуры России как похищенная или утраченная культурная ценность.

Искусствоведческая экспертиза проводится с целью установления наличия или отсутствия показаний возможности отнесения произведения к наследию того или иного автора, определения степени сохранности предмета, наличия или отсутствия реставрационных работ, определения принадлежности к определенному периоду времени, а также искусствоведческая экспертиза ответит на вопрос: является ли исследуемый предмет культурной, исторической, научной, художественной, археологической, либо иной ценностью.

Задачи искусствоведческой экспертизы:

  1. Установление культурно-исторической ценности объекта искусства;
  2. Классификация объекта - к какому виду искусства или ремесла он относится - начиная с глобальных различий типа: картина или оружие, и заканчивая подробной классификацией по жанру, эпохой, местом изготовления, принадлежности к определенной или иной художественной школе и т.д.;
  3. Определение материалов, из которых изготовлен объект искусства;
  4. Определение состояния объекта, его сохранности, наличия или отсутствия дефектов, повреждений и их характера;
  5. Определение времени изготовления объекта - от эпохи к конкретному году;
  6. Установление авторства. Данный вопрос относится к двум случаям: когда автор неизвестен и его необходимо идентифицировать; когда автор, вероятно, известен и необходимо установить, действительно ли объект выполнен им;
  7. Определение художественно-эстетической цели изготовления.
  8. Определение степени уникальности объекта.
  9. Определение оригинальности объекта - является ли он оригиналом или копией другого изделия;
  10. Установление наличия переделок или выполненных реставрационных работ.
  11. Определение стоимости объекта на определенное время.
  12. Установление подлинности объекта.
  13. Определение принадлежности (непринадлежности) объекта к порнографической или эротической продукции.

Три блока задач искусствоведческой экспертизы

Установление автора произведения

Отнесение изделия к классу или виду произведений искусств

Установление истинной ценности произведения и его реального возраста

Искусствоведческую экспертизу считают многоуровневым исследованием, которая носит комплексный характер. Этим объясняется частое привлечение в комиссию экспертов физиков, биологов, и даже фототехников.

Предмет искусствоведческой экспертизы 

Это фактические данные, имеющие значение для уголовного производства или гражданского дела и связанные с установлением культурной, историко-культурной ценности и материальной стоимости художественного произведения, соответствия его содержания и идейного направления установленным нормам общественной морали. Данная экспертиза осуществляется на основе специальных знаний в области искусствоведения и культурологии.

Объекты искусствоведческого исследования

  • произведения изобразительного искусства (живопись, скульптура, графика) 

  • декоративно-прикладного (профессионального и народного) искусства, 

  • кино- и видеопродукция, 

  • фотоматериалы и т.п.

Такие произведения могут быть выполнены из различных материалов, а также зафиксированы на любых носителях (бумажных, магнитных электронных и т.д.) и фильмах. 

Таким образом, объектами данного класса экспертных исследований являются предметы материального мира, которые, вероятно, имеют художественную, историческую или культурную ценность.

Качество вывода искусствоведческой экспертизы и возможность использования его в качестве источника доказательства в уголовном производстве или средства доказывания по гражданскому делу зависит от вопросов, сформулированных лицом, назначившим экспертизу. Проводя исследования, эксперт в первую очередь ориентируется именно на эти вопросы, поскольку ответы в его заключении напрямую зависят от формулировки вопросов. С учетом этого обстоятельства для большинства классических экспертиз были разработаны методические рекомендации по формулированию вопросов, с их приблизительным перечнем. Но такие рекомендации можно рассматривать лишь как ориентир, а постановка конкретных вопросов и их формулировки зависят от конкретных задач следственной или судебной практики. 

ПРИ ФОРМУЛИРОВКЕ ВОПРОСОВ ДЛЯ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НЕОБХОДИМО ИМЕТЬ В ВИДУ ДВА ОБСТОЯТЕЛЬСТВА: 

1) Во-первых, вопросы, поставленные перед экспертом, и экспертные заключения не могут выходить за пределы его специальных знаний.

  Недопустима постановка перед экспертом вопросов, связанных с оценкой деяния, правовых вопросов, решение которых относится к исключительной компетенции органа, осуществляющего досудебное расследование, прокурора, суда. 

       2) Во-вторых, необходимо четко представлять, какие возможности судебной искусствоведческой экспертизы необходимо использовать в каждом конкретном судебном деле или уголовном производстве, для установления каких обстоятельств необходимы специальные знания экспертов-искусствоведов. 

Перед экспертом необходимо ставить вопросы, ответы на которые позволят выявить на основании        специальных знаний в области искусствоведения качественные характеристики предмета, которые, в свою очередь, предоставят возможность соотнести этот предмет с конкретной правовой нормой. Чтобы сформулировать вопрос таким образом, необходимо точно представлять себе, какие именно конкретные качественные характеристики соответствуют формальным признакам, установленным в нормативно-правовых актах. 

ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ЗАДАТЬ ЭКСПЕРТУ-ИСКУССТВОВЕДУ

  1. Имеет ли объект культурную ценность, то-есть, является ли предметом искусства?

  2. Имеет ли объект историческую ценность?

  3. К какому виду искусства или ремесла относится объект?

  4. Из какого материала (материалов) изготовлен объект?

  5. В каком состоянии находится объект, имеются ли у него дефекты?

  6. В какое время изготовлен объект?

  7. Кто автор объекта?

  8. Где был изготовлен этот объект?

  9. Уникален ли данный объект – то-есть существует в единственном экземпляре или имеются другие аналогичные объекты?

  10. Объект является оригиналом или копией?

  11. Подвергался ли объект переделке, реставрации, если да – какие его части доделывались или реставрировались, насколько это повлияло на его состояние, сохранился ли изначальный смысл?

  12. Какова стоимость объекта на современном рынке?

  13. Является ли объект подлинным – то-есть тем, за что его выдают? Это относится к авторству, возрасту, тематике и т.д.

  14. Относится ли данный объект к порнографии или является эротической продукцией?

         В отдельных уголовных производствах и гражданских делах необходимо определение стоимости предмета (документа), особенно в случаях, когда нужно установить такие квалифицирующие признаки, как причинение значительного ущерба, а также большой или особо крупный размер причиненного ущерба, совершенной кражи. В связи с этим необходимо выяснить реальную стоимость предмета как объекта преступного посягательства и сравнить ее с денежной стоимостью материальных благ, переданных потерпевшему. Для этого перед экспертом необходимо ставить вопрос о материальной стоимости данного предмета.

Необходимость назначения искусствоведческой экспертизы может возникнуть и при установлении плагиата - присвоения авторства, причинившего значительный ущерб автору или иному правообладателю. Поскольку чаще всего плагиат получает выражение в присвоении себе авторства чужого произведения, издании чужого произведения (в полном объеме или частично) под своим именем, издании под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, задачей судебной искусствоведческой экспертизы является сравнение нескольких объектов, которые, вероятно, являются произведениями искусства. В результате такого сравнения устанавливается, являются ли они самостоятельными произведениями, имеют ли место заимствования фрагментов одного произведения из другого, или это идентичные произведения, подписанные разными авторами. В таких случаях перед экспертом надо задавать такие вопросы:

1) Каковы фактические обстоятельства создания каждого предмета, предоставленного на экспертизу (автор, время, место, материал, наличие определенных обстоятельств)?

2) Являются ли самостоятельными произведения предоставленные для исследования, имеют ли место заимствования фрагментов одного произведения из другого, или они идентичны произведениям, подписанными различными авторами?

3) Является ли автором каждого из предоставленных произведений конкретное лицо?

4) Имеет ли каждый из предоставленных предметов самостоятельную художественную, научную, историческую или культурную ценность?

Большинство судебно-искусствоведческих экспертиз являются комплексными, что обусловлено интегративным характером задач, которые стоят перед данным видом экспертиз. Например, для установления автора произведения почти всегда приходится исследовать материалы художественного изделия, а в нем - подпись автора (если он есть), манеру письма или рисования, признаки реставрации.

По результатам экспертизы выдается справка (экспертное заключение) о признании или непризнании картины культурной ценностью. Эта справка нужна, чтобы получить разрешение на вывоз за границу в Управлении Минкультуры России.

Задачи судебно-искусствоведческой экспертизы

  • идентификационные (атрибутивные)

  • диагностические 

  • классификационные (типологические) 

К идентификационным задачам относят

  •   задачи, связанные с отождествлением исследуемого объекта с конкретным произведением искусства; 

  • установление принадлежности предоставленных на исследование фрагментов произведения к конкретному произведению; 

  • воспроизведение конкретного произведения по предоставленным фрагментам с использованием данных о его внешнем виде (фотографий, документальных описаний и т.п.). 

         Шаги атрибуции и установления культурной ценности произведения искусства

1. Детальный визуальный осмотр и описание исследуемого произведения. Документируется состояние их сохранения с лицевой и оборотной сторон, обращается внимание на надписи, этикетки и другие знаки, которые могут указывать на авторство, историю создания и существования произведения. 

2. Далее применяются неразрушающие оптико-физические методы анализа: микроскопический, фотографирование в отраженных инфракрасных и ультрафиолетовых лучах, видимая и ультрафиолетовая люминесценция, рентгенография. 

3. Для изучения материальной составляющей произведения осуществляется отбор проб из разных его частей.

 4. Анализ индивидуальной манеры художника имеет целью выявления типичных для конкретного создателя технических приемов работы, для чего исследуются особенности фактуры красочного слоя, характер обработки поверхностей работ, представляющих другие виды искусства, с учетом многообразия применяемых технических средств и материалов. 

5. В дальнейшем экспертом определяется соотношение по времени конструктивных и изобразительных частей произведения, подписей, монограмм, штампов и т. п.  

Шаг 1.

В атрибуции произведений искусства важное место занимает аспект реставрации - был объект реставрирован, в какое время и какими методами именно подвергалось восстановлению. Проведению реставрационных работ предшествует исследование - атрибуция - определение подлинности и автора произведения, а при невозможности этого - школы, страны, времени создания и т.д., определение степени сохранности и потерь после создания, искажения при реставрации или других действиях, а также установления первоначального вида. Рассматривая объект исследования, следует учитывать, что его назначение, материал, из которого он изготовлен, форма и т.д. должны быть органическими, то-есть соответствовать времени и цели его создания.

Шаг 2

Эти исследования позволяют установить состояние почвы, красочных и покровного слоев, выявить наличие авторской подготовки рисунка, подрисовок, фактуру мазка, места реставрационных включений и тому подобное. При исследовании состояния красочного слоя обращают внимание на наличие кракелюра и его виды, расположение по плоскости произведения, расположение авторской надписи относительно авторского красочного слоя. При исследовании изображения методами видимой люминесценции и в отраженных ультрафиолетовых лучах можно зафиксировать наличие грибковых повреждений произведения, установить их состояние - действующие или обезвреженные. Рентгенографические исследования позволяют не только установить технику исполнения произведения, но и выявить наличие перезаписи, то- есть предыдущие живописные слои на поверхности исследуемого объекта.

Шаг 3

Пробы отбираются в размерах незначительных, но достаточных для изготовления из них микрошлифов с целью дальнейшего их использования для определения как химико-физических характеристик материалов, так и техники изготовления произведения

Стоит отметить, что для копиистов и фальсификаторов произведений искусства достижение полной аутентичности материалов с оригиналом остается задачей невыполнимой. Это существенно способствует возможностям экспертизы, и уже на этапе сравнения параметров материальной составляющей исследуемого произведения с соответствующими данными можно выявить факт копирования или фальсификации.

Шаг 4

Устанавливается наличие более поздних вставок, реставрационных заполнений. Изучаются особенности конструкции, структуры и химического состава аутентичных частей произведения. Это дает возможность сделать выводы о соответствии указанных параметров времени их создания, принадлежность произведений к локальной художественной школе, авторство и тому подобное.

Шаг 5

При необходимости проводится почерковедческий анализ подписей, надписей, монограмм, рассматриваются другие обозначения (символико-аллегорические, геральдические и т.д.), важные для атрибуции произведения. Определяется их соотношение с произведением во времени. При этом информация о более поздних элементах произведения тщательно анализируется различными методами. Подпись или надпись, сделанная позже времени создания, другие специфические добавления и изменения, внесенные в произведения, могут принадлежать его автору или указывать на него. В то же время, они могут быть выполнены другими лицами, но указывать на фактического автора. Основа определения подлинности произведений живописи - соотнесение во времени их конструктивной и изобразительной частей.

Для датировки станковой или книжной гравюры важным является установление времени производства бумаги, на которой она напечатана. При исследовании составляющих бумаги, ее состояния обращают внимание на наличие на ней характерных водяных знаков. Важно провести анализ типов и особенностей шрифтов на гравюрах и старопечатных изданиях. Для оценки гравюр важным является определение техники их выполнения, поскольку в разных странах та или иная техника появлялись в достаточно точно установленное на сегодня время. Для характеристики гравюр важно установить, был ли автор гравюры одновременно и автором рисунка, по которому выполнялась гравюра, или основу композиции графического произведения составляет произведение другого художника-живописца, гравера, скульптора, архитектора и др. (Тип так называемой репродуктивной гравюры).

Стилистический анализ предполагает рассмотрение темы, сюжета произведения, особенностей его иконографии, а также композиции, колорита, колористического решения, других формальных качеств и признаков для отнесения работы к определенному хронологическому периоду или стилю, направлению,  выяснение места ее создания, авторства и тому подобное. При этом обязательно учитываются результаты технологического анализа произведения, индивидуальной манеры художника и другие признаки. На этом этапе осуществляется атрибуция произведения как художественного явления, его стиля, иногда – художественной школы, времени его создания (в том случае, когда перед нами – аутентичное произведение, а не подделка). Во всех случаях для установления времени создания произведения, художественной школы, стиля, автора важным критерием является орнаментика (особенно в произведениях декоративно-прикладного и народного искусства, а также в работах мастеров профессионалов), если в таких произведениях есть орнаментальные мотивы.

К диагностическим относятся задачи, связанные

  • с выявлением обстоятельств создания исследуемых объектов - места, времени, использованных материалов, средств и приемов, примененных при его создании; 

  •  с установлением содержания, смысловой нагрузки исследуемого объекта, его художественной, исторической, культурной ценности, а также принадлежности исследуемого объекта к работам определенного автора, известной школе, стилю, жанру  (использованные материалы, творческая манера, сюжет, смысл и тому подобное).

ПРИ ЭТОМ РЕШАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1) Имеет ли представленное на экспертизу произведение культурную ценность в историческом, этнографическом или художественном аспектах?

2) Каков возраст предоставленных на исследование произведений прикладного искусства, и какова их материальная стоимость?

3) Какова материальная стоимость ущерба в результате повреждения данного художественного произведения?

4) Какова стоимость реставрации предоставленного на исследование художественного изделия?

5) принадлежит предоставленная на исследование икона "Святой Георгий- Победитель" к изделиям современного искусства, и подвергалась ли она искусственному старению?

6) Каковы техника и технология выполнения предоставленной на исследование картины (скульптуры)?

7) ли использовались ли  для изготовления картины современные средства и способы нанесения изображений, в частности плоттер с сухими пигментами?

Материальная ценность художественных произведений определяется на основании решения вопроса об их художественной и эстетической ценности, а также в соответствии со сведениями, содержащимися в каталогах аукционных продаж, других методических материалах, и с учетом спроса на аналогичные произведения в течение нескольких последних лет. При этом учитывается степень первичной физической сохранности произведений, качество проведенной реставрации, наличие произвольных изъятий (потерь), дополнений, других переделок, которые понес оригинал. При определении материального ущерба эксперт сначала определяет стоимость произведения к его повреждению, а уже после этого, в зависимости от типа произведения, определяет его остаточную стоимость или стоимость реставрационных работ.

Классификационные (типологические) задачи связанные с отнесением исследуемого произведения или изделия к конкретному типу или виду продукции. Среди главных классификационных задач искусствоведческой экспертизы следует выделить, прежде всего, определение соответствия продукции требованиям законодательства о защите общественной морали. Так, исходя из ориентировочного перечня вопросов, на решение которых направлено проведение искусствоведческой экспертизы, во многих случаях основным содержанием исследования и основой для заключения должны быть ответы на следующие вопросы:

1) Относится ли исследуемое произведение к продукции, имеющей порнографический характер?

2) Какова идейная направленность произведения, в частности, содержит ли предоставленное на исследование произведение пропаганду насилия или жестокости?

СУЩЕСТВУЮЩИЕ МЕТОДЫ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

            Химико-технологический – наиболее распространенный метод, которым пользуются в ходе искусствоведческой экспертизы. Он определяет состав и соотношение материалов, из которых изготовлен исследуемый объект. Таким образом, устанавливается возраст объекта – каждой эпохе соответствуют свои материалы и своя технология изготовления. Также с помощью этого метода устанавливается авторство – определяется, характерны ли данные материалы и способ их обработки для того или иного автора.

Химическо-технологический анализ включает в себя несколько разных видов:

а) Рентгенофлуорисцентный анализ

б) Ультрафиолетовый анализ

в) Традиционные микрохимические методы

г) Микроскопический анализ.

         Цифровой анализ позволяет наиболее точно определить руку мастера – исследуется структура мазков, штрихов, линий, особенности лепки, почерк.

Графологический анализ используется при исследовании текстов, подписей на картинах. Он позволяет установить авторство.

Музыкальный анализ -  для исследования акустического произведения. 

Проведенные анализы позволяют ответить на вопрос: "Является ли объект исследования культурной  редкостью?" Для окончательного вывода эксперт должен владеть информацией о существующих в современном мире аналогичных предметах искусства или исторических объектах.

Для оценки стоимости – изучение цены аналогичных произведений на современном рынке. 

Искусствоведческая экспертиза определяется следующими статьями УК РФ

46 – нарушение авторских и смежных прав.

159 –мошенничество. Сюда изготовление и торговля поддельными предметами искусства.

164 - хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, независимо от способа хищения.

190 - невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран.

222 - незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

243 - уничтожение или повреждение памятников истории, культуры


Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

Искусствоведческая экспертиза [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kons.ru/iskusstvovedcheskaya_expertiza, дата обращения 26.10.18.

Оценочные экспертизы культурных ценностей[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://expertcollegia.ru/akspertizy/ocenochnye-akspertizy-kulturnyh-cennostej.html, дата обращения 26.10.18.

Судебная историко-­искусствоведческая экспертиза [Текст] / Т. П. Москвина, А. А. Смирнов, Ш. Н. Хазиев // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. ­ 2004. ­ № 9. ­ с. 62

Искусствоведческая экспертиза [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://studbooks.net/74957/pravo/iskusstvovedcheskaya_ekspertiza, дата обращения 26.10.18.

Искусствоведческая (культуроведческая) экспертиза [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sud-medexpertiza.ru/iskustv-expert, дата обращения 26.10.18.

Искусствоведческая экспертиза. объект, предмет и круг решаемых вопросов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://atxp.org/index.php?option=com_content&view=article&id=50:2013-06-21-15-35-44&catid=29&Itemid=101, дата обращения 26.10.18.

Искусствоведческая экспертиза для получения разрешения на вывоз за границу [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.risunoc.com/2016/09/iskusstvovedcheskaya-ekspertiza, дата обращения 26.10.18.

Искусствоведческая экспертиза [Электронный ресурс]. Режим доступа: expertiza-surgut.ru, дата обращения 26.10.18.

Искусствоведческие экспертизы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://works.doklad.ru/view/NIxKLB2hpXk/all.html, дата обращения 26.10.18

Искусствоведческая экспертиза культурных ценностей (произведений искусства и антиквариата) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://inconsulting.com.ua/ru/antikvariat/iskusstvovedcheskaya-ekspertiza.html, дата обращения 26.10.18.

Искусствоведческая экспертиза [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sudexpa.ru/expertises/iskusstvovedcheskaia-ekspertiza/, дата обращения 26.10.18.