1. Цель дисциплины - формирование у студентов представления о музыкальном фольклоре как особом типе художественной культуры и знаний о средствах выразительности народного музыкального творчества.
Задачи дисциплины:
- изучение признаков фольклорных произведений;
- изучение традиционных жанров музыкального фольклора;
- формирование у студентов полноценного восприятия народной музыки;
- ознакомление с особенностями различных музыкальных жанров русского и бурятского
народного творчества;
- развитие навыков анализа поэтического и музыкального языка песен;
- выработка ориентиров в области применения специфических музыкальных средств
выразительности фольклора в профессиональной музыке.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО
Для освоения данной дисциплины обучающийся должен использовать знания, умения и навыки по дисциплинам, изучаемым на данном этапе обучения – «История музыки», «Гармония», «Чтение хоровых партитур». Изучение предмета «Народное музыкальное творчество» опирается на знания из области истории развития музыкального фольклора, жанровой стилистики, особенностей музыкально-поэтического языка, изучаемые в курсе. Учитывая, что дисциплина «Народное музыкальное творчество» является составной частью профессиональной подготовки обучающихся музыкальных вузов и музыкальных факультетов высших учебных заведений культуры и искусств, материалы всех разделов данной программы направлены на теоретическое и практическое освоение жанров музыкального фольклора, а также получение первичных навыков анализа народной песни. Большое внимание уделяется рассмотрению жанров народной музыки во взаимосвязях с другими областями народного творчества – этнографии, хореографии, словесности.
Освоение дисциплины «Народное музыкальное творчество» является базовой основой для последующего изучения следующих дисциплин: «Музыкальная форма»,«Музыка второй половины ХХ - начала ХХI веков», «Русская хоровая культура»,«Хоровое исполнительство в России»,«Современные проблемы музыкального образования».
Знания, умения и навыки, полученные при освоении данной дисциплины, могут быть использованы при прохождении учебной и производственной (педагогической) практик, преддипломной практики, а также при подготовке к сдаче государственного экзамена.
3. Трудоемкость дисциплины:
Общая трудоемкость дисциплины – 108 час./ 3 зет.
Форма контроля – зачет
4. Содержание дисциплины:
1. Фольклор как особый тип культуры. Специфика и жанровая классификация
музыкального фольклора
2. Ритуалы календарного цикла. Время проведения календарно-земледельческих
праздников.
3. Обряды и песни жизненного цикла. Свадебный ритуал. Детский музыкальный
фольклор. Трудовые припевки и песни.
4. Песни, связанные с движением. Хороводы и плясовые песни.
5. Лирическая песня. Жанры позднего формирования.
6. Эпос.Былины, исторические песни, баллады, духовные стихи.
7. Мелодико-интонационные и текстовые особенности русской народной песни.
8. История, религия, быт и обычаи бурят.
9.Жанры музыкального фольклора, бурятские музыкальные инструменты
10. Улигер
11. Бурятское народное музыкальное творчество.
5. Формы учебных занятий: Лекции, интерактивные лекции, семинары и практические занятия.
6. Формируемые компетенции:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
ОПК-1 - Способен понимать специфику музыкальной формы и музыкального языка в свете представлений об особенностях развития музыкального искусства на определённом историческом этапе
ОПК-4 Способен осуществлять поиск информации в области музыкального искусства, использовать ее в своей профессиональной деятельности
ПК-8- Способен осуществлять подбор репертуара для концертных программ и других творческих мероприятий
- Учитель: Галина Плотникова