Дисциплина «Бурятское народное песенное творчество» предусмотрен Государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 51.03.02 «Народная художественная культура», профиль подготовки «Руководство этнокультурным центром», базовая часть  Б1.Б.29.

Народное песенное творчество является важнейшей сферой в области народной художественной культуры. «Бурятское народное песенное творчество» включает в себя одновременно саму народную песню, как предмет науки и песенное творчество, как вид деятельности.

Методическими материалами для освоения курса являются нотные издания, аудио и видеозаписи народно-певческому творчеству, в том числе материалы фольклорных экспедиций кафедры этнологии и НХК.   

Цель курса – обучить студентов навыкам пения народного музыкального творчества и умениям различать жанры и диалектные манеры пения, подготовить будущих специалистов для дальнейшей работы в фольклорных коллективах НХК и ансамблях.  

Задачи курса:

·     практически владеть народной манерой пения и приемами звукоизвлечения;

·     овладеть вокально-техническими навыками, приемами правильного звукообразования;

·     овладеть практическими навыками ансамблевого пения, как традиционной формы бытования народной песни;

·     освоить практические навыки пения с движениями хороводного танца ехор, под аккомпанемент бурятских народных инструментов;

·     познакомиться с разнообразными жанрами бурятского народного песенного фольклора;

·     освоить певческие стили локальных групп бурят (Предбайкальских и Забайкальских);

·     приобретать навыки художественно-творческой работы в области народного песенного творчества;

·     описать художественную структуру бурятских песен, определить их жанровый состав.

Изучение данного предмета не ограничивается только исполнительской практикой, предмет создаёт возможность последовательного обучения народной манере звукообразования характерных для местных региональных исполнительско-певческих традиций (Предбайкальских и Забайкальских бурят).

  В результате практического изучения дисциплины:

        Студент должен знать:

·     предмет, цель, задачи и место курса в системе этнохудожественного образования;

·     понятийный аппарат курса;

·     историю изучения бурятского народного песенного творчества;

·     классификацию видов и жанров песенного фольклора;

·     источники изучения песенного творчества бурят Предбайкалья и Забайкалья.

Студент должен уметь:

·     различать традиционные и современные жанры бурятского народного песенного творчества; 

·     анализировать и обобщать жанры песенного творчества, работать  с учебной литературой по предмету и репертуарными сборниками;

·     использовать на практике основные методы освоения песенного фольклора (изустный, метод «копирования», по партитуре);

·     применять знания и умения по предмету в практической деятельности;

·     самостоятельно работать над развитием голосового аппарата и репертуаром, анализировать музыкальное произведение, определяя  его идейно-художественное содержание и вокально-технические трудности.

Студент должен владеть:

·          вокально-техническими навыками, приёмами правильного звукообразования;

·          практическими навыками ансамблевого пения, как традиционной формы бытования народной песни;

·          народной манерой пения и приёмами звукоизвлечения;

·          применять мелизмы и форшлаги, технику вокального исполнения (дыхание, артикуляция, регулировка силы звука).

·          приемами народного голосоведения;

·          навыком исполнения народных песен с высоким уровнем сложности;

·          традиционными стилевыми особенностями исполнения;

·          основами многоголосного распева.

В плане учебной деятельности, обучение строится исполнительской практикой. Отсюда следуют практические занятия, которые являются аудиторными, проводятся в виде исполнении и разучивании народных песен и ёхорных напевов Предбайкалья и Забайкалья.

Бакалавр должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

- способностью принимать в формировании общего мирового научного, образовательного и культурно-информационного пространства, трансляции и сохранения в нем культурного наследия народов России, достижений в различных видах народного художественного творчества (ПК-6);

- способностью содействовать активному распространению в обществе информации о народной художественной культуре для повышения культурного уровня различных групп населения, формирования у них духовно-нравственных ценностей и идеалов, повышения культуры межнационального общения, сохранения этнокультурной идентичности разных народов (ПК-15). 

В содержании курса «Бурятского народного песенного творчества» широко используются межпредметные связи: материалы из устного народного творчества, этнографии, класс фольклорного ансамбля, народных игр.

В структуре пособия выделяются следующие части: тематический план  занятий и основное содержание курса; примерные темы рефератов; вопросы к зачету и экзамену; методические рекомендации для преподавателей и студентов; список литературы; упражнения, применяемые при распевании; расшифровки бурятских народных песен; условные обозначения; репертуарные списки.

На изучение курса предусмотрено 180 часов. Из них  на аудиторные занятия выделено 80 час., на самостоятельную работу бакалавров 28 час. Данный курс, рассчитанный на 1, 2 семестры, заканчивается такими формами контроля как экзамен (1 семестр), зачет (2семестр).

В материалах учебно-методического пособия в качестве специальной части выступают условные обозначения.  Назначение этой части – помочь студентам в работе по усвоению содержания основных понятий курса, поэтому обозначение используются как при  исполнении, так и в расшифровке народных песен, при выполнении заданий самостоятельной работы, а также для непосредственной работы с ними.

На индивидуальных занятиях студенты должны овладеть основами вокальной техники: поставить дыхание, знать приемы звукообразования, освоить цепное дыхание, выведение мелизмов и форшлагов. На занятиях необходимы музыкально-теоретический и вокально-исполнительский анализы песен, чтобы в дальнейшем студенты смогли применить свои знания в самостоятельной работе над песней и ее постановкой в ансамбле.


Ноты