1. Цель дисциплины: воспитание высококвалифицированных дирижёров хора, теоретически и практически подготовленных к художественно-творческой, педагогической и культурно-просветительской деятельности, умеющих самостоятельно решать художественно-исполнительские задачи с хором и владеющих широким знанием репертуара, включающего произведения различных эпох, жанров и стилей, развитие у студентов инициативы, творческого поиска, умение самостоятельно мыслить, продуктивно работать и умето создавать индивидуальную художественную интерпретацию музыкального произведения.

 

Задачи дисциплины:

1)      дать теоретические знания по технике дирижирования хором;

2)      выработать комплекс практических умений и навыков дирижирования хором как единой системы мануальных средств управления исполнением;

3)      постоянно развивать эмоционально-волевую сферу и коммуникативные качества, артистизм и свободу самовыражения наряду с активной внутренней самодисциплиной;

4)      сформировать такие специфические профессиональные качества хорового дирижёра как вокальный слух, владение певческим голосом, «дирижёрское видение» и «полифоничность» слышания партитуры;

5)      развить у студентов навыки самостоятельной работы над партитурой и овладения разнообразными методами самостоятельлной работы для пополнения и расширения своих знаний;

6)      ознакомить студентов с методическими основами работы с хором в их неразрывной связи с практикой работы с хором;

7)      воспитать у студентов навыки и умения планировать и осуществлять репетиционный процесс в хоровом коллективе;

8)      привить осознание принципов формирования учебно-педагогического и исполнительского репертуара;

9)      приобрести практический опыт дирижёрско-хорового исполнительства.

 

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО

При освоении дисциплины студенты опираются на знания, умения и виды деятельности, сформированные в ходе освоения дисциплин «Сольфеджио», «Гармония», Полифония», «Музыкальная форма», «Теория музыки», «Фортепиано», «Хоровой класс», «Сольное пение», «Хоровое сольфеджио», «Чтение хоровых партитур», «Вокальный ансамбль», «Основы ансамблевого музицирования», «Хоровой практикум», «Ансамблевый практикум», «История дирижерского искусства», «Основы церковного пения», «Хороведение и методика работы с хором», «Народное музыкальное творчество», «История и теория русской духовной музыки», «История хоровой музыки», «Русская хоровая культура», «Хоровое исполнительство в России».

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для прохождения учебной (творческой), производственной (работа с хором), преддипломной практики и защиты выпускной квалификационной работы.

 

3. Трудоемкость дисциплины:

Общая трудоемкость дисциплины - 720 час./ 20 зет.

Формы контроля: зачет и экзамен

 

4. Содержание дисциплины:

Тема 1. Основные положения мануальной техники. Закрепление навыков дирижирования и исполнения на фортепиано четырёхголосных однородных и смешанных хоров a capella и с сопровождением.

Тема 2. Работа над хоровыми произведениями малых форм. Простые размеры, умеренные и быстрые темпы, контрастная динамика. Дирижирование и исполнение хоровых партитур различного состава средней сложности. Анализ хоровых произведений. Ознакомление с исполнительским творчеством ведущих дирижеров VIII- XIX вв.

Тема 3.  Работа над освоением дирижирования развернутых музыкальных произведений в сложных размерах в быстрых, умеренных, медленных темпах. Выразительное исполнение хоровых партитур с развитым голосоведением. Развернутый анализ хоровых произведений.

Тема 4. Дирижирование произведений циклических форм в смешанных размерах, с дроблением и укрупнением долей дирижерской схемы в зависимости от темпа. Разнообразная динамика и темп произведений, контрастная акцентировка. Работа над осмысленной эмоциональной выразительностью в дирижировании хоровых партитур. Подробный разбор произведений.

Тема 5. Дирижирование хоровых произведений кантатно-ораториального жанра. Развитие навыков управления большим количеством исполнителей. Изучение развернутых хоровых номеров. Работа над интерпретацией произведений. Развёрнутые аннотации на дирижируемые произведения.

Тема 6. Разбор произведений крупных форм. Совершенствование навыков исполнения и дирижирования хоровых партитур, приобретённых ранее. Ведущие оперные дирижеры XIX-XX вв. Характеристика их творчества и вклад в дирижерское искусство. Подробный анализ хоровых произведений. Коллоквиум. Аннотации.

Тема 7. Дирижирование оперных сцен.  Закрепление навыков дирижирования и разбора произведений оперно-симфонического жанра. Выразительное исполнение партитур a capella с более развитым голосоведением в хоровых партиях. Развернутая аннотация на произведение a capella. Коллоквиум.

Тема 8. Продолжение работы над произведениями оперно-симфонического жанра. Совершенствование навыков исполнения хоровых партитур, приобретённых ранее. Коллоквиум. Развернутые аннотации на два произведения  acapella.

Тема 9. Художественная интерпретация музыкальных произведений различных стилей и жанров. Исполнение и разбор многоголосных партитур. Развернутые аннотации на произведение a capella и с сопровождением. Коллоквиум.

Тема 10. Подготовка студентом самостоятельной концертной программы с хором. Вокально-хоровой разбор произведений. План работы с хором. Концертный показ программы.

 

5. Формы учебных занятий: практические, индивидуальные занятия.

 

6. Формируемые компетенции:

В результате освоения дисциплин формируются следующие компетенции:

ОПК-2 способен воспроизводить музыкальные сочинения, записанные традиционными видами нотации;

ПК-1   способен дирижировать любительскими (самодеятельными) и учебными хорами;

ПК-2 способен создавать индивидуальную художественную интерпретацию музыкального произведения;

ПК-3 способен проводить репетиционную работу с любительскими (самодеятельными) и учебными творческими хоровыми коллективами;

ПК-4  способен осуществлять поиск информации в области музыкального искусства, использовать ее в своей профессиональной деятельности;

ПК-8  способен осуществлять подбор репертуара для концертных программ и других творческих мероприятий;

ПК-9  способен к демонстрации достижений музыкального искусства в рамках своей музыкально-исполнительской работы на различных сценических площадках (в учебных заведениях, клубах, дворцах и домах культуры).

 

7. ФОС по компетенциям:

Результаты освоения компетенций проверяется следующими оценочными средствами: 

 ОПК-2;вопросы для собеседования, вопросы к зачету и экзамену;

ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-8, ПК-9 творческое задание, практическая работа, вопросы для собеседования, вопросы к зачету и экзамену.

ФОС по компетенциям для лиц с ОВЗ формируется с учетом нозологии обучающихся.