Цель дисциплины: повышение уровня практического владения современным русским литературным языком студентов в разных сферах функционирования языка в письменной и устной его разновидностях.
Задачи дисциплины:
1) дать представление об основных свойствах языковой системы, о законах функционирования русского литературного языка и современных тенденциях его развития; обогатить представления о языке как важнейшей составляющей духовного богатства народа;
2) познакомить с системой норм русского языка и совершенствовать навыки правильной речи (устной и письменной);
3) показать богатые выразительные возможности русского языка;
4) выработать навыки создания точной, логичной, выразительной речи;
5) выработать навыки речевого оформления официально-деловых документов разного вида;
6) научить пользоваться различными нормативными словарями и справочниками, отражающими проблемы культуры речи.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО
Дисциплина «Русский язык и культура речи» относится к базовой части дисциплин, которая наряду с дисциплиной «Иностранный язык», призвана развивать три вида компетенции: языковую, коммуникативную (речевую) и общекультурную. Основу курса составляет изучение нормативной базы современного литературного языка, коммуникативных качеств «хорошей» речи (правильность, точность, логичность, чистота, уместность, богатство и выразительность, благозвучие и т. д.), функциональных стилей и речевого этикета, словом, все то, что формирует способность к коммуникации на русском языке.
3. Трудоемкость дисциплины:
Общая трудоемкость дисциплины - 72 час./ 2 зет.
Форма контроля – зачет
4. Содержание дисциплины:
Раздел 1 «Речевое взаимодействие».
Тема 1. «Язык и речь. Структура современного языка». Тема 2. «Основные единицы общения. Культура речи». Структура коммуникации. Тема 3. «Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка». Понятие «норма». Критерии нормы.
Раздел 2 «Стили современного русского литературного языка»
Тема 1. «Стилистика как наука» Структура стилистики, основные направления. Тема 2. «Характеристика научного и официально-делового стилей». Тема 3. Характеристика публицистического и религиозного и разговорного стилей»
Раздел 3 «Публичная речь»
Тема 1. «Аргументация» Основные понятия теории аргументации. Виды аргументов. Тема 2. «Оратор и его аудитория» Способы воздействия на аудиторию.
5. Формы учебных занятий: практические занятия, коллективное обсуждение вопросов по теме занятий, деловые игры.
6. Формируемые компетенции:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
УК-4
Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном и иностранном(ых) языке(ах)
7. ФОС по компетенциям:
Результаты освоения компетенции УК-4 проверяется следующими оценочными средствами: кейс-задания, реферат, контрольная работа, тест, публичные выступления.
Для инвалидов и лиц с ОВЗ перечисленные оценочные средства допускаются в устной или письменной форме, а также с использованием имеющихся технических средств в зависимости от нозологии.
- Учитель: Арюна Владимировна Ринчинова