Цель дисциплины:  повышение уровня практического владения современным русским литературным языком студентов в разных сферах функционирования языка в письменной и устной его разновидностях.

Задачи дисциплины:

1) дать представление об основных свойствах языковой системы, о законах функционирования русского литературного языка и современных тенденциях его развития; обогатить представления о языке как важнейшей составляющей духовного богатства народа;

2) познакомить с системой норм русского языка и совершенствовать навыки правильной речи (устной и письменной);

3) показать богатые выразительные возможности русского языка;

4) выработать навыки создания точной, логичной, выразительной речи;

5) выработать навыки речевого оформления официально-деловых документов разного вида;

6) научить пользоваться различными нормативными словарями и справочниками, отражающими проблемы культуры речи.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО

Дисциплина «Русский язык и культура речи» относится к базовой части дисциплин, которая наряду с дисциплиной «Иностранный язык», призвана развивать три вида компетенции: языковую, коммуникативную (речевую) и общекультурную. Основу курса составляет изучение нормативной базы современного литературного языка, коммуникативных качеств «хорошей» речи (правильность, точность, логичность, чистота, уместность, богатство и выразительность, благозвучие и т. д.), функциональных стилей и речевого этикета, словом, все то, что формирует способность к коммуникации на русском языке.

3. Трудоемкость дисциплины:

Общая трудоемкость дисциплины - 72 час./ 2 зет.

Форма контроля – зачет

4. Содержание дисциплины:

Раздел 1 «Речевое взаимодействие».

Тема 1. «Язык и речь. Структура современного языка». Тема 2. «Основные единицы общения. Культура речи». Структура коммуникации. Тема 3. «Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка». Понятие «норма». Критерии нормы.

Раздел 2 «Стили современного русского литературного языка»

Тема 1. «Стилистика как наука»    Структура стилистики, основные направления. Тема 2. «Характеристика научного и официально-делового стилей».         Тема 3. Характеристика публицистического и религиозного и разговорного стилей»     

Раздел 3 «Публичная  речь»

  Тема 1. «Аргументация»     Основные понятия теории аргументации. Виды аргументов. Тема 2. «Оратор и его аудитория»  Способы воздействия на аудиторию.

5. Формы учебных занятий: практические занятия, коллективное обсуждение вопросов по теме занятий, деловые игры.

6. Формируемые компетенции:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

УК-4

Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном и иностранном(ых) языке(ах)

7. ФОС по компетенциям:

Результаты освоения компетенции УК-4 проверяется следующими оценочными средствами:  кейс-задания, реферат, контрольная работа, тест, публичные выступления.

Для инвалидов и лиц с ОВЗ перечисленные оценочные средства допускаются в устной или письменной форме, а также с использованием имеющихся технических средств в зависимости от нозологии.