Одной их характерных особенностей туристской деятельности является большое количество и разнообразие информационных потоков, которое сопровождается их постоянной актуализацией и высокой скоростью обмен­ных операций. Информационные взаимосвязи существуют между всеми участниками туристского рынка, при этом особое значение уделяется инфор­мации, предназначенной для конечных пользователей (туристов). Это обус­ловлено специфическими чертами туристского продукта и необходимостью предоставления максимально исчерпывающей информации для потенциаль­ных туристов. Качество информационного обеспечения туризма представля­ется важнейшим фактором, который непосредственно влияет и на качество туристских продуктов и услуг. Исходя из этого, при подготовке кадров для сферы туризма особое значение должно быть уделено информационной составляющей, в частности, информационному обеспечению туризма.

Туризм — информационно насыщенная деятельность. Существует немного других сфер деятельности, в которых сбор, обработка, примене­ние и передача информации были бы настолько же важны для ежедневного функционирования, как в индустрии туризма. Услуга в туризме не может быть выставлена и рассмотрена в пункте продажи, как потребительские или производственные товары. Данную услугу обычно покупают заранее и вдали от места потребления. Таким образом, туризм на рынке почти пол­ностью зависит от изображений, описаний, средств коммуникаций и пере­дачи информации. В настоящее время именно информационные технологии рассма­триваются как стратегический ресурс развития деловой активности, как способ повышения конкурентоспособности компании. Такой подход тре­бует ответа на ряд нетехнологических вопросов: в чем выражается доход от внедрения информационных систем и услуг, как его измерить, какие организационные и кадровые преобразования следует предпринять для полноценной реализации проекта внедрения информационных техноло­гий. Именно поэтому требуют решения проблемы, связанные с применени­ем информационных технологий в управлении деятельностью туристской организации. Сегодня поставщиками туристских услуг используется ряд коммуникационных технологий, способных обеспечить прямое спутни­ковое освещение международных событий, ведение бизнеса посредством телеконференций с подвижных средств сообщения (например, возмож­ность сделать звонок в любую часть мира с борта самолета). Кроме того, для получения информации о месте пребывания, его привлекательных осо­бенностях также необходимы различные видео средства. В результате при­менения информационных технологий возрастают безопасность и качество туристских услуг. Например, в процессе организации, управления и кон­троля авиа операций значительную роль играют электронные системы, помогающие при планировании маршрутов и расписания, контроле и ана­лизе прохождения полетов, управлении персоналом, в бухгалтерском учете и перспективном планировании, которые в свою очередь, включают, напри­мер, систему передачи и направления сообщений, спутниковую систему сбора и передачи информации для воздушного транспорта, инерционные навигационные системы, систему контроля за воздушными перевозками, систему продажи авиационных билетов.

Наряду с этим, обеспечение высокого уровня обслуживания в гости­нице в современных условиях невозможно достичь без применения новых технологий. Например, новые технологии предусматривают автоматиза­цию многих гостиничных процессов, электронное резервирование, вве­дение технологий, способствующих улучшению качества обслуживания одновременно при сокращении персонала. Автоматизированные системы направлены на повышение производительности труда, поднятие уровня знаний у высших управленческих работников. При этом становится все более обычным совмещение профессий, что влечет за собой растущую потребность в более фундаментальной подготовке персонала, в обучении их нескольким профессиям.

Компьютеры широко используют в центральных информационно-вычислительных центрах гостиниц и с их помощью происходит управление резервированием, учет посетителей, распределение комнат, учет инвентаря и контроль за поставками питания. Например, сетевые информационные технологии представляют собой актуальное и перспективное направление развития информационных технологий, цель которых состоит не только в обеспечении обмена информацией между отдельными пользователями информационно-вычислительных систем, но также и в создании возмож­ности кооперативного использования распределенных информационных ресурсов общества, получения справочной, документальной и другой информации из различного рода специализированных информационных фондов.

В современных условиях возможности развития индустрии туризма тесным образом связаны с возможностями сети Internet. В сети существу­ют и успешно функционируют тысячи представительств туроператоров, турагентств, гостиниц, авиакомпаний, десятки систем бронирования туристских услуг. Сеть оказывает бесспорную информационную помощь и добавляет к традиционным дополнительный канал реализации турист­ских услуг — электронный.

В рамках информационной экономики меняется схема экономиче­ских отношений между производителем и потребителем туристских услуг: информация — производство — туристские услуги. В этой схеме инфор­мация является, с одной стороны, естественной средой взаимодействия всех ресурсов, необходимых для создания турпродукта, с другой, — пред­ставляет собой самостоятельный ресурс, формирующий потребительские предпочтения. Поэтому знание существующих информационных услуг в туризме, изучение основных областей применения, выработка умений и навыков по использованию информационных технологий, а также фор­мирование компетенций для обоснованных рекомендаций менеджменту туризма по использованию информационных систем представляется акту­альным. В условиях современной глобализации общественная жизнь все более технологизируется, формируются новые принципы информацион­ного обеспечения и управления туризмом, что требует осмысления роли информационного обеспечения туризма в качестве подсистемы информа­ционного общества.

В соответствии с требования ФГОС бакалавр туризма должен знать офисные технологии и спе­циальное программное обеспечение туристской деятельности, интернет-технологии, уметь использовать существующие пакеты прикладных про­грамм для решения конкретных задач профессиональной деятельности в туристской индустрии, а также владеть навыками анализа эффективности применяемых прикладных программ, работы с прикладными программ­ными средствами. Из этого следует, что основное внимание направлено на программные продукты, используемые в туризме на уровне отдельно­го предприятия туристской индустрии, а на вопросах информационного обеспечения туризма акцент не сделан. Целесообразно информационно-коммуникационную подготовку бака­лавров туризма рассматривать в широком аспекте на разных уровнях управления туризмом.

Цель дисциплины «Информационные технологии в туристской индустрии» – сформировать профессиональные знания, умения, навыки в области информационного обеспечения туризма и использования современных информационных систем и технологий в туризме.

Задачами  учебной дисциплины являются:

1.   Сформировать навыки работы с программным обеспечением в управлении турфирмой.

2.   Сформировать навыки работы с системой управления базами данных в сфере туризма.

3.Познакомиться с методами работы информационных технологий и специальным программным обеспечением в управлении туристкой фирмы.

Преподаватель: Темников Дмитрий Михайлович, старший преподаватель кафедры туризма, сервиса и физического воспитания.