Одной их характерных особенностей туристской деятельности является большое количество и разнообразие информационных потоков, которое сопровождается их постоянной актуализацией и высокой скоростью обменных операций. Информационные взаимосвязи существуют между всеми участниками туристского рынка, при этом особое значение уделяется информации, предназначенной для конечных пользователей (туристов). Это обусловлено специфическими чертами туристского продукта и необходимостью предоставления максимально исчерпывающей информации для потенциальных туристов. Качество информационного обеспечения туризма представляется важнейшим фактором, который непосредственно влияет и на качество туристских продуктов и услуг. Исходя из этого, при подготовке кадров для сферы туризма особое значение должно быть уделено информационной составляющей, в частности, информационному обеспечению туризма.
Туризм — информационно насыщенная деятельность. Существует немного других сфер деятельности, в которых сбор, обработка, применение и передача информации были бы настолько же важны для ежедневного функционирования, как в индустрии туризма. Услуга в туризме не может быть выставлена и рассмотрена в пункте продажи, как потребительские или производственные товары. Данную услугу обычно покупают заранее и вдали от места потребления. Таким образом, туризм на рынке почти полностью зависит от изображений, описаний, средств коммуникаций и передачи информации. В настоящее время именно информационные технологии рассматриваются как стратегический ресурс развития деловой активности, как способ повышения конкурентоспособности компании. Такой подход требует ответа на ряд нетехнологических вопросов: в чем выражается доход от внедрения информационных систем и услуг, как его измерить, какие организационные и кадровые преобразования следует предпринять для полноценной реализации проекта внедрения информационных технологий. Именно поэтому требуют решения проблемы, связанные с применением информационных технологий в управлении деятельностью туристской организации. Сегодня поставщиками туристских услуг используется ряд коммуникационных технологий, способных обеспечить прямое спутниковое освещение международных событий, ведение бизнеса посредством телеконференций с подвижных средств сообщения (например, возможность сделать звонок в любую часть мира с борта самолета). Кроме того, для получения информации о месте пребывания, его привлекательных особенностях также необходимы различные видео средства. В результате применения информационных технологий возрастают безопасность и качество туристских услуг. Например, в процессе организации, управления и контроля авиа операций значительную роль играют электронные системы, помогающие при планировании маршрутов и расписания, контроле и анализе прохождения полетов, управлении персоналом, в бухгалтерском учете и перспективном планировании, которые в свою очередь, включают, например, систему передачи и направления сообщений, спутниковую систему сбора и передачи информации для воздушного транспорта, инерционные навигационные системы, систему контроля за воздушными перевозками, систему продажи авиационных билетов.
Наряду с этим, обеспечение высокого уровня обслуживания в гостинице в современных условиях невозможно достичь без применения новых технологий. Например, новые технологии предусматривают автоматизацию многих гостиничных процессов, электронное резервирование, введение технологий, способствующих улучшению качества обслуживания одновременно при сокращении персонала. Автоматизированные системы направлены на повышение производительности труда, поднятие уровня знаний у высших управленческих работников. При этом становится все более обычным совмещение профессий, что влечет за собой растущую потребность в более фундаментальной подготовке персонала, в обучении их нескольким профессиям.
Компьютеры широко используют в центральных информационно-вычислительных центрах гостиниц и с их помощью происходит управление резервированием, учет посетителей, распределение комнат, учет инвентаря и контроль за поставками питания. Например, сетевые информационные технологии представляют собой актуальное и перспективное направление развития информационных технологий, цель которых состоит не только в обеспечении обмена информацией между отдельными пользователями информационно-вычислительных систем, но также и в создании возможности кооперативного использования распределенных информационных ресурсов общества, получения справочной, документальной и другой информации из различного рода специализированных информационных фондов.
В современных условиях возможности развития индустрии туризма тесным образом связаны с возможностями сети Internet. В сети существуют и успешно функционируют тысячи представительств туроператоров, турагентств, гостиниц, авиакомпаний, десятки систем бронирования туристских услуг. Сеть оказывает бесспорную информационную помощь и добавляет к традиционным дополнительный канал реализации туристских услуг — электронный.
В рамках информационной экономики меняется схема экономических отношений между производителем и потребителем туристских услуг: информация — производство — туристские услуги. В этой схеме информация является, с одной стороны, естественной средой взаимодействия всех ресурсов, необходимых для создания турпродукта, с другой, — представляет собой самостоятельный ресурс, формирующий потребительские предпочтения. Поэтому знание существующих информационных услуг в туризме, изучение основных областей применения, выработка умений и навыков по использованию информационных технологий, а также формирование компетенций для обоснованных рекомендаций менеджменту туризма по использованию информационных систем представляется актуальным. В условиях современной глобализации общественная жизнь все более технологизируется, формируются новые принципы информационного обеспечения и управления туризмом, что требует осмысления роли информационного обеспечения туризма в качестве подсистемы информационного общества.
В соответствии с требования ФГОС бакалавр туризма должен знать офисные технологии и специальное программное обеспечение туристской деятельности, интернет-технологии, уметь использовать существующие пакеты прикладных программ для решения конкретных задач профессиональной деятельности в туристской индустрии, а также владеть навыками анализа эффективности применяемых прикладных программ, работы с прикладными программными средствами. Из этого следует, что основное внимание направлено на программные продукты, используемые в туризме на уровне отдельного предприятия туристской индустрии, а на вопросах информационного обеспечения туризма акцент не сделан. Целесообразно информационно-коммуникационную подготовку бакалавров туризма рассматривать в широком аспекте на разных уровнях управления туризмом.
Цель дисциплины «Информационные технологии в туристской индустрии» – сформировать профессиональные знания, умения, навыки в области информационного обеспечения туризма и использования современных информационных систем и технологий в туризме.
Задачами учебной дисциплины являются:
1. Сформировать навыки работы с программным обеспечением в управлении турфирмой.
2. Сформировать навыки работы с системой управления базами данных в сфере туризма.
3.Познакомиться с методами работы информационных технологий и специальным программным обеспечением в управлении туристкой фирмы.
Преподаватель: Темников Дмитрий Михайлович, старший преподаватель кафедры туризма, сервиса и физического воспитания.
- Учитель: Евгения Владимировна Кондрашова
- Учитель: Наталья Николаевна Тушемилова